Байден: в ЕС обсуждают закупку российской нефти по цене ниже рыночной
Лента новостей
Ранее страны ЕС одобрили шестой пакет санкций против России из-за конфликта на Украине, который предполагает введение запрета на две трети импорта российской нефти. К концу года они рассчитывают сократить этот импорт на 92%
В ЕС обсуждают идею покупки российской нефти по цене ниже рыночной вместо отказа от ее импорта. Об этом президент США Джо Байден заявил в ходе выступления в Белом доме. Дополнительных подробностей он не предоставил.
Страны ЕС 30 мая одобрили шестой пакет санкций против России из-за конфликта на Украине, который предполагает введение запрета на две трети импорта российской нефти. В ЕС рассчитывают к концу года сократить этот импорт на 92%. Также европейские страны хотят запретить страхование судов, перевозящих нефть из России. По оценке Bloomberg, из-за нефтяного эмбарго Россия может потерять около 22 млрд долларов.
США ввели эмбарго на поставки нефти и газа из России еще в начале марта. Объявляя об этом, Байден заявил о понимании того факта, что подобное решение приведет к росту цен на бензин в США, но также и о необходимости «оказать давление» на российского лидера. Спустя сутки после объявления эмбарго цены на бензин в США преодолели исторический максимум и превысили отметку 4,17 доллара за галлон (3,8 литра).
Сейчас Вашингтон вместе с союзниками в Европе ищет варианты сдержать цены на топливо, но вопрос в том, на какие условия согласится Россия. Комментирует ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков:
Игорь Юшков ведущий эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергобезопасности «Эта идея только обсуждается, нельзя говорить, что они дают какие-то исключения из санкций, нет. Ее явно активно продвигает министр финансов США, она не так давно заявлений много делала по этому поводу, когда европейцы находились в стадии обсуждения антироссийских санкций, обсуждали введение эмбарго. Она напрямую говорила, что европейцам нужно не просто эмбарго вводить против российской нефти, потому что это может привести к сокращению экспорта и тем самым нанесет вред всем странам-потребителям. Если Россия сократит экспорт в результате эмбарго, усугубится дефицит на мировых рынках. Соответственно, цена пойдет вверх, и это негативно будет сказываться на экономике всего мира, и США, и Европы, потому что топливо будет дорожать. Соответственно, раскручивается инфляция, и усугубляется и так имеющийся кризис, уже не только топливный, но и во всей экономике. Поэтому она четко говорила: давайте придумаем другую схему, которая будет гарантированно сохранять все объемы российского экспорта, но при этом Россия должна получать за это меньше денег. Смысл санкций в чем? Не в том, чтобы Россия не экспортировала, а в том, чтобы Россия не зарабатывала. И вот идея такая была у них — а давайте мы импортную пошлину введем. Технически как это может выглядеть? США просто выдадут генеральную лицензию на сохранение импорта российской нефти и нефтепродуктов в США, их рынок насытится, а топливо не будет расти в цене, может быть, и подешевеет. Но вопрос в том, согласится ли на это Россия, будет ли она продавать такие объемы. Поэтому я не исключаю, что российское руководство в случае, если Белый дом выдаст генеральные лицензии, то есть исключение из-под санкций, например, на полгода или на год разрешит импорт российских нефтепродуктов, Россия может сказать, что нет, мы так поставлять не будем. Или поставит свой потолок, скажет: мы продаем, например, в Индию, в Китай со скидкой в 30%, вот если вы хотите больше скидку, то мы не будем вам продавать, если по таким же ценам, то мы готовы. Но на самом деле, если США установят не очень низкие показатели критической цены, российская нефть пойдет туда и без разрешения российских властей, через трейдеров. То есть Россия будет продавать международным трейдерам со стандартной теперь скидкой в 30%, а те будут перепродавать США, если будут укладываться в тот потолок, который сами США установят».
Россия может пойти на дисконт при сохранения прежних объемов экспорта нефти, чтобы удержать долю рынка и сохранить уровень добычи, считает независимый эксперт Дмитрий Лютягин:
Дмитрий Лютягин независимый эксперт «Российские нефтяные компании без санкций, при нормальном уровне поставки, который мы всегда осуществляли в Европу, получали бы 250 млн долларов. Российский бюджет на 2022 год сверстан при цене нефти в 44 доллара за баррель, что означает, что российский бюджет рассчитывал на то, что российские компании, скажем, от европейского рынка получали бы в размере 100-105 млн выручки в день. 150 млн долларов — это та премия, которую мы получали бы, если бы не состоялось этих событий. Но при этом уже сегодня, если посмотреть на спотовые цены на Urals, она торгуется со значительным дисконтом к Brent, то есть сейчас котировки у нас на уровне 85-95 долларов за баррель. Это означает, что нас через санкции наказывают на 45 млн долларов в сутки только благодаря тому, что введенные санкции дают рычаг для покупателей нашей нефти, чтобы на нас давить. Речь идет об Азии, Индии. Соответственно, вопрос: сколько может составить этот дисконт, о котором Байден говорит сейчас. Наверное, неким компромиссом могло бы стать то, что российская нефть в Европе уже будет торговаться с хорошим дисконтом к Brent на уровне 80-85 долларов за баррель. Это для нас было приемлемо при сохранении всего объема нефти, который мы в Европу транспортировали. То есть мы бы решили свою проблему с бюджетным наполнением. Да, были бы наказаны с точки зрения того, что недополучаем выручку, как, например, получают другие страны, которые нефть производят, но при этом европейцы и американцы тоже бы получали свой плюс в виде более дешевой нефти».
На сегодняшний день цена бензина в США составляет 4,67 доллара за галлон, дизеля — 5,53 доллара за галлон.