16+
Среда, 3 июля 2024
  • BRENT $ 86.25 / ₽ 7589
  • RTS1154.59
10 мая 2022, 16:57 Общество

Импорт как замещение: Россия пытается сохранить прежние стандарты потребления. Комментарий Семена Новопрудского

Лента новостей

Минпромторг составил перечень товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателя. Там множество знакомых обывателю брендов — от бытовой техники до косметики

Семен Новопрудский.
Семен Новопрудский. Фото: Татьяна Фролова

На фоне сообщений Bloomberg о падении российской экономики в 2022 году на 12% российские власти официально обнародовали параметры параллельного импорта. От того, как он будет работать, напрямую зависит качество повседневной жизни миллионов россиян в ближайшие годы, если не десятилетия, и возможность развиваться в условиях жестких санкций для многих отраслей российской промышленности.

Минпромторг составил перечень товаров, которые можно будет ввозить в Россию без разрешения правообладателя. Сам приказ на портале нормативно-правовых актов занимает аж 25 страниц, из которых 23 — перечень товаров, которые теперь в нашу страну официально разрешено ввозить в рамках параллельного импорта, вопреки запрету от производителей. В этом перечне аж 96 пунктов, масса привычных россиянам по мирной жизни брендов. А последний пункт и вовсе звучит практически «безгранично»: «Разные готовые изделия».

Параллельный импорт предусматривает ввоз в страну оригинальных товаров лицами без согласия правообладателя на такие торговые операции. Продукция санкционных брендов поступает в страны, находящиеся под санкциями, альтернативными способами, а не через официального дистрибьютора. То есть такие поставки правительству еще предстоит наладить, что гораздо сложнее, чем разрешить их на бумаге.

Когда начинаешь изучать перечень позиций параллельного импорта, сразу понимаешь: главная цель всей этой торговой спецоперации — сделать так, чтобы десятки миллионов россиян, привыкшие к определенным стандартам потребления, не почувствовали моментального скатывания в советскую товарную нищету. Чтобы сохранили доступ к лучшим мировым автомобилям, гаджетам (включая даже присутствующие в списке игровые приставки), холодильникам, стиральным машинам, предметам личной гигиены, одежде, обуви и косметике.

Одно дело невинная шутка про то, что теперь любая модель айфона у россиянина — последняя, потому что никакой следующей в России уже не будет. Без нового айфона точно можно прожить. Совсем другое — отсутствие нормальных женских прокладок, мягкой туалетной бумаги, качественной массовой одежды и обуви уже привычных россиянам брендов. Выбор между нищетой и невозможностью купить качественные товары массового спроса.

Моментальный провал во времени на 30-40 лет на прилавках российских магазинов — точно не тот результат, который будет стимулировать оставаться в стране прежде всего молодых и образованных людей. Конечно, пожилые россияне и большинство жителей российской провинции привыкли к низким стандартам потребления. Но в последние 10-15 лет и часть этих людей все-таки смогли увидеть и начать пользоваться товарами совсем другого качества. Хотя бы теми же смартфонами и ноутбуками, которые Россия не производит и в ближайшее время самостоятельно точно не произведет.

В обход международного торгового права Россия кроме товаров личного потребления собирается также ввозить оборудование для различных отраслей, включая добычу полезных ископаемых, электроэнергетику, железнодорожный и судоходный транспорт, сельское хозяйство; устройства и оборудование для железных дорог, лодки, живые деревья, саженцы и цветы; соль, серу, грунт и камень, руды, золу и шлак; моторное топливо, нефтепродукты и смазочные материалы, изотопы, редкоземельные металлы.

Иными словами, от того, удастся ли России импортировать товары из перечня Минпромторга, напрямую зависит почти весь облик российской экономики, каким будут видеть его люди, приходя в любой магазин. А также облик ключевых отраслей российской промышленности, включая добычу нефти и газа — главный источник поступления валюты в Россию даже в случае нефтяного эмбарго Евросоюза. Импортозамещение без специального оборудования и комплектующих, если вы их не производите, в короткие сроки не наладишь.

Нелегальный ввоз всех этих товаров в Россию неизбежно сделает их намного дороже — на десятки процентов. В новую цену будут закладываться и премия за риск доставки, которую будут требовать поставщики, не связанные с производителями (в том числе за риск не попасть под вторичные санкции стран-производителей), и неизбежное усложнение логистических цепочек доставки.

Но некоторый неизбежный рост инфляции за счет параллельного импорта все же кажется меньшим злом, чем остановка, или сжатие целых отраслей экономики (что приведет к резкому росту безработицы), или стремительный обвал потребительских стандартов.

Фактически мы теперь будем существовать в мировой экономике полулегально, на птичьих правах. Но это лучше, чем порвать с ней вовсе. Когда мы говорим об иранском опыте, вряд ли хотим десятилетиями жить на уровне Ирана, который сейчас живет примерно вдвое беднее, чем в 1979 году, когда против него были введены первые санкции.

Введение в России механизма параллельного импорта — это осознание простой истины: даже импортозамещение в современном мире невозможно без импортных товаров.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию