«Ъ»: юг России рискует не собрать урожай из-за проблем с авиаобработкой полей
Лента новостей
Сначала Минобороны разрешило использовать для авиационно-химических работ только самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2, которые обходятся примерно в два раза дороже, чем более легкие борта. Позже их тоже разрешили, но только после установки специального спутникового трекера, который стоит дорого и в дефиците
Урожайность на юге России может упасть на 30-60%, так как авиаторы не могут обрабатывать поля из-за ограничений Минобороны на полеты, говорится в письме Ассоциации авиаработ в управление делами президента России. Об этом сообщил «Коммерсантъ».
Сначала Минобороны разрешило использовать для авиационно-химических работ только самолеты Ан-2 и вертолеты Ми-2, а, по словам экспертов, фермерам они обходятся примерно в два раза дороже, чем более легкие борта. Однако системы ПВО могут спутать сверхлегкие самолеты на радарах с вражескими беспилотниками. Позже их тоже разрешили использовать, но только после установки специального спутникового трекера, который передает данные о местоположении борта каждые десять секунд.
Говорит коммерческий директор волгоградской авиакомпании «Новатор», которая занимается обработкой полей, Сергей Лыгин.
Сергей Лыгин директор волгоградской авиакомпании «Новатор», которая занимается обработкой полей«Все компании должны быть оборудованы спутниковыми трекерами, которые передают данные по каналам Iridium, а Iridium — это спутниковая связь США, вот этот момент немножко настораживает. И то, что почему-то создают избыточную структуру, появился какой-то «Аэрохимфлот», в который как раз и входят только самолеты Ан-2 и Ми-2. Большинство авиакомпаний на сегодняшний день имеют свои трекеры, но почему-то Министерство обороны требует именно трекеры «Азимут Iridium», в зоне ограничения полетов мы не работаем. Половина Волгоградской области уже начала работу по борьбе с сорняками наземной техникой, кто смог, самолеты не работают, работают только нелегальные компании. Самолеты Ан-2, вертолеты Ми-2 уже 40 лет не выпускают, на них ограничен ресурс запчастей. Но они могут работать более крупными нормами расхода, 100 литров на гектар, и могут вносить как средства защиты растений, так и удобрения. Сверхлегкие воздушные суда, которые сейчас производятся, обслуживаются, работа на них дешевле, по скорости обработки они совершенно схожи с Ан-2 и Ми-2, но они работают меньшими расходами, так называемое ультрамалообъемное опрыскивание, и они могут вносить эффективно только средства защиты растений в основном, а макроудобрения, такие как селитра, которые дают прибавку урожая солидную, эти воздушные суда вносить не могут, отсюда и разница в стоимости».
Участники рынка говорят, что поставить трекер стоит около 100 тысяч рублей, а это неподъемные расходы. К тому же возник дефицит, запись есть только на июнь.
В ассоциации «Аэрохимфлот» — это оператор системы, через которую данные передаются с помощью трекера — дефицит отрицают и говорят, что требования связаны с мерами безопасности. Спутниковые трекеры обеспечивают 100% покрытия, другое оборудование зависит от вышек связи.
В любом случае, урожайность не снизится, потому что авиаобработку полей при необходимости можно заменить наземной, говорит фермер из Ставропольского края, владелец «Крестьянско-фермерского хозяйства Колесниковых» Сергей Колесников.
— Авиаобработка не очень эффективна. Если работать с высокотехнологичными препаратами, авиаобработка не нужна, нужны опрыскиватели либо прицепные, либо самоходные. Авиаметодом работают очень мало, для юга России это неактуально. Наземный способ более эффективный, более качественный, 50 литров — это максимум на гектар вливается, а мы работаем до 300 литров, авиаметод не сработает на таких объемах воды, эффективности будет ноль.
— А по деньгам что выгоднее?
— Приблизительно одинаково, авиаметод более быстрый.
В этот понедельник 18 апреля Росавиация в девятый раз продлила запрет на полеты в 11 аэропортов на юге России, на этот раз до 25 апреля. 17 апреля при проведении сельхозработ в Краснодарском крае разбился вертолет Ми-2, сообщили в МЧС. Погиб пилот. Вертолет работал неофициально «по черной схеме», рассказал глава ассоциации «Аэрохимфлот».