Как трактовать законопроект об ответственности бизнеса за исполнение антироссийских санкций?
Лента новостей
Депутаты Госдумы 7 апреля внесли на рассмотрение законопроект о введении уголовного наказания до десяти лет лишения свободы за исполнение антироссийских санкций в РФ. Предприниматели такую инициативу не оценили, но бояться уже начали
В тюрьму из-за санкций? Опубликован внесенный в Госдуму законопроект об уголовной ответственности за соблюдение санкционного режима в России. Документ предусматривает лишение свободы на срок до десяти лет или штраф до одного миллиона рублей.
Речь идет о дополнении ко второй части статьи 201 УК «злоупотребление полномочиями». Начинать бояться следует руководителям компаний и организаций. Именно им грозит реальный срок в случае принятия законопроекта — за злоупотребления, совершенные «в целях исполнения решения иностранного государства, союза иностранных государств или международной организации о введении мер ограничительного характера против Российской Федерации».
Бизнес инициативу не оценил. Комментирует президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин:
Александр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Здесь мы стреляем себе в еще не подстреленную часть тела — в ногу или чуть повыше, потому что руководители компаний, когда соблюдают санкции, защищают интересы компании. А здесь предполагается, что руководители либо, соблюдая санкции, извлекают какую-то личную выгоду, либо наносят ущерб компании. Например, вы перекладываете свои счета из подсанкционного банка в неподсанкционный банк. Это следование санкциям, никакого вреда вы компании не наносите — наоборот, пытаетесь вывести ее из-под возможного влияния санкционных режимов, в том числе вторичных санкций. Поэтому это неработающий закон, но напугать он всех может».
Уже напугался генеральный директор карельской компании — производителя спортинвентаря MB-Barbell Вадим Маркелов:
Вадим Маркелов директор карельской компании — производителя спортинвентаря MB-Barbell «Наша компания экспортирует товар в европейские страны. И сейчас тоже экспортирует. У нас счет в банке ВТБ, значит, если валютная выручка у нас не приходит, так как она не может — ВТБ под санкциями, — то нами занимаются прокуратура, валютный контроль, налоговая, какие-либо еще органы. Соответственно, мы попадаем под статью Уголовного кодекса за нарушение валютных операций, а это лишение свободы. Если мы отказываемся от ВТБ, то за это сейчас предусматриваются новые санкции — опять же посадка в тюрьму только за то, что мы отказались от ВТБ. Поэтому надо выбирать предпринимателям, где меньший срок дают, и двигаться в этом направлении».
Что именно следует считать исполнением санкций, авторы не уточняют. Видимо, нужно будет дождаться разъяснений Верховного суда, если и когда поправки вступят в силу.
Пока же остается только гадать: привлекут ли к ответственности, допустим, руководителя какого-нибудь сотового оператора, который решил не выходить на локальный рынок Крыма. Конечно, есть подозрения, что он это сделал, чтобы не попасть под вторичные санкции иностранных производителей телекоммуникационного оборудования, потому что альтернатив нет: в России оно не производится. Но всегда можно сказать, что Крым этому оператору просто неинтересен из-за высокой конкуренции или других причин — поди докажи обратное. И есть очень большие сомнения, что уголовная ответственность за соблюдение санкций поможет удержать иностранный бизнес в России.