Страны Прибалтики рассматривают вопрос полного закрытия границ с Россией и Белоруссией
Лента новостей
Ранее Литва, Латвия и Эстония закрыли воздушное пространство для российских авиакомпаний. Но только на этом страны останавливаться не намерены. Окажется ли Калининград отрезанным от России?
Власти Литвы и Латвии понизили уровень дипломатических отношений с Россией. Заодно Литва высылает дипломата и закрывает консульство России в Клайпеде. Причина — события в украинском городе Буча. Минобороны России ранее назвало их провокацией. В МИД России заверили, что ответные меры на действия Литвы и Латвии «не заставят себя ждать». Вместе с тем страны Прибалтики рассматривают вопрос полного закрытия границ с Россией и Белоруссией. Возникает угроза прекращения транзита в Калининград.
Прибалтика уже давно и последовательно идет к полному прекращению всех политических и экономических отношений с Москвой. Из последнего: Литва, Латвия и Эстония закрыли воздушное пространство для российских авиакомпаний. Польша тоже присоединилась. Прибалты отказались — по крайней мере, на словах — от российского газа: их не устроила покупка ресурса за рубли. Позднее Латвия все же заявила, что не исключает сделки в российской валюте. Теперь же, по словам министра иностранных дел Литвы, всерьез обсуждается возможность закрытия сухопутных границ с Россией и Белоруссией. Ходят слухи о том, что Латвия, Эстония и Польша последуют примеру. Калининградскую область, конечно, полностью отрезать не получится — остается авиасообщение из Петербурга через Финский залив, есть морские перевозки, паромы. В Калининграде не особо верят в наихудшие сценарии, говорит местный журналист Вадим Хлебников:
Вадим Хлебников журналист «Самолет летает, все нормально, в облет просто летит — дольше это происходит. Поездки поездом, я так понимаю, не очень пользуются спросом. Паромная линия у нас была раньше очень слабая, пока поставили только один дополнительный паром. Конечно, раньше мы ввозили очень много [товаров] из Европы. Сейчас по понятным причинам грузопоток из Европы резко упал, и его нужно замещать для наших производств и для наших потребителей потоками из России. А паромная линия не выглядит надежным единственным источником снабжения. У нас тут недавно был целый месяц перебоя с поставками паромной линии. Мне даже не очень представляется, что можно взять в Калининграде и просто перекрыть транзит. Это, наверное, такая переговорная позиция, вербальная эскалация, но, мне кажется, Евросоюз на это не должен пойти».
Большая часть туристов старается в Калининград добираться самолетом. В ковидные годы не все стабильно было с поездом, идущим через Литву: он то появлялся, то исчезал. О транзитных визах от Литвы, похоже, можно забыть — с 10 марта Вильнюс возобновил выдачу упрощенного транзитного документа, но, кажется, ненадолго. Очень уж сильно Россия рассорилась с прибалтами. Даже с соседями-финнами отношения бросает то в жар, то в холод: пассажирские Allegro уже не ходят, а грузовое железнодорожное сообщение успели закрыть и снова открыть за несколько дней. Грузовое сообщение со странами Балтии у России было традиционно весьма скромное, в последние годы и подавно. Впрочем, полное закрытие границ станет для Прибалтики авантюрой, уверен управляющий партнер компании «Инфра проекты» Алексей Безбородов:
— Они не смогут совсем закрыть границу, потому что существует фиксированный неотменяемый договор по поводу транзита на Калининград, это они отменить не имеют права. Я бы на их месте испугался за Сувалкский коридор, это casus belli («случай для войны». — BFM). Если Евросоюз это не одобрит, то не будет ничего, это должно быть единогласное одобрение Брюсселя.
— Какое место страны Прибалтики занимали в объеме российского экспорта и импорта?
— Никакого, если честно. В основном была торговля услугами. С Польшей была достаточно большая торговля до 2014 года, потом не стало ее, по сути. Финляндия покупала электричество, газ, как, впрочем, и Латвия с Эстонией. Для нас это были небольшие клиенты — условно для «Газпрома» и нефтяных российских компаний.
Месяц назад премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните говорила, что остановка транзита в Калининград не обсуждается. В одностороннем порядке Вильнюс принять такое решение не может — это прерогатива Евросоюза. Одно дело — закрыть воздушное пространство, совсем другое — вмешиваться в отдельное соглашение между ЕС и Россией. Сама Москва, насколько можно судить, была готова на дальнейшее отчуждение с прибалтами, считает президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов:
Михаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Для России все ограничения транспортной доступности Калининграда — дискомфорт, но это те риски, которые Россия брала на себя, вовлекаясь в те геополитические прожекты, в которых она участвует последние полтора месяца. Конечно, концентрация на теме ДНР и Украины объективно задает некую периферийность Калининградской области, которая до недавних пор считалась окном в Европу. России самой сложно концентрироваться на балтийском направлении. Вообще, Россия всегда не очень понимала, как выстраивать стилистику, эстетику отношений со странами Балтии. Напомню, что в качестве президента Владимир Путин ни разу не бывал ни в Латвии, ни в Литве, ни в Эстонии. Было не очень понятно, как там себя позиционировать, как себя вести, при том что Россию и страны Балтии многое связывало и разъединяло и в экономике, и в политике».
МИД России пока предпочитает использовать тактику зеркальных мер. На закрытие авиасообщения Москва ответила тем же. На новые решение Вильнюса и Риги снова пообещала ответные меры. А губернатор Калининградской области понадеялся, что в решении по транзиту грузов в регион прибалты учтут международные обязательства и последствия его прекращения для их собственных экономик.