Вот такое кино. Будет ли что смотреть россиянам в кинотеатрах?
Лента новостей
Крупнейшие производители и распространители кино отказываются запускать прокат новых фильмов в России. Выживут ли кинотеатры?
Каннский кинофестиваль заявил, что не хочет видеть российские делегации в этом году. Студии Paramount, Disney, Sony и Warner Bros. приостановили прокат фильмов в России. Ранее Роспотребнадзор отменил антиковидные ограничения по заполняемости кинотеатров. Но будет ли что смотреть?
Среди релизов Warner Bros., Disney и Sony, запланированных на этот год, — «Доктор Стрэндж: В мультивселенной безумия», «Фантастические твари: Тайны Дамблдора», «Тор: Любовь и гром», «Аватар 2» и «Человек-паук: Через вселенные 2».
Paramount планировала выпустить на широкий экран в России комедию с Сандрой Баллок и Брэдом Питтом «Затерянный город» и сиквел «Соника в кино». Также в ближайшее время не будет сразу нескольких потенциально кассовых релизов: пиксаровский мультфильм «Я краснею» не выйдет 10 марта, а «Морбиус» — 24 марта. Переносится пермьера «Бэтмена».
По данным «Бюллетеня Кинопрокатчика», в сложившейся ситуации есть два варианта развития событий: либо все релизы уходят на май, либо в худшем случае они переносятся на полгода. О полном прекращении деятельности речи не идет, желания терять российский рынок у студий нет. Чтобы заполнить кинозалы, дистрибьюторы рассматривают возможность более ранних дат выпуска ряда российских картин, заявили в российском Минкультуры.
Однако для российских кинотеатров это серьезный удар сразу после пандемии: все-таки наибольшие сборы, особенно в постпандемийные времена, в первую очередь у западных фильмов. Комментирует Алексей Васясин, гендиректор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Кино Окко», «Синема парк» и «Формула Кино»:
Алексей Васясин гендиректор Объединенной сети кинотеатров, в которую входят «Кино Окко», «Синема парк» и «Формула Кино» «Понятно, что и мы теряем, и они теряют. Период восстановления будет длительный, потому что немногие кинотеатры выживут. Происходят какие-то изменения, которые потом одномоментно не исправить. Грубо говоря, «Бэтмен» должен был стартовать, были определенные предпродажи, сейчас в срочном порядке мы возвращаем людям деньги, извиняемся, хотя вина не наша. Конечно, что-то будем думать, будем смотреть на те рынки, которые сейчас не закрыты, не связаны со студиями-мейджорами. Никто ничего не понимает».
Пользователи зарубежных стримингов тоже испытывают неудобства: россияне уже не могут оплатить банковскими картами подписку на Netflix и Spotify.
Лицензии на контент отзывает у России и британская BBC Studios. В 2019 году «Яндекс» подписал долгосрочное соглашение с BBC Studios и получил права на производство контента на основе сценарных форматов BBC, а онлайн-кинотеатр «Кинопоиск HD» — права на эксклюзивный показ новых фильмов и сериалов студии, ее детских передач и мультфильмов.
Netflix остановил работу над российскими оригинальными проектами. В производстве были драматический сериал «Анна К» со Светланой Ходченковой в главной роли, сериал «Ничего особенного» с Юрием Борисовым, криминальный триллер «Зато» Дарьи Жук и сериал с Александром Петровым. Но кино Netflix найдет российского зрителя, уверен гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин:
Алексей Бырдин гендиректор ассоциации «Интернет-видео» «Netflix же работал в России не все время существования. Был период, когда шоу, которые снимал Netflix, все равно показывали в России различные другие сервисы, просто по лицензионной модели. Если сервис не примет какое-то радикальное решение по ограничению его распространения в России, то технически этот контент можно будет легально при наличии лицензии посмотреть в других сервисах, с которыми Netflix как производитель контента сможет сотрудничать».
Кинофестиваль в Каннах отказался принять в мае российскую делегацию. Политическое давление может затронуть и российское независимое кино, не исключает кинокритик, кинообозреватель «Новой газеты» Лариса Малюкова:
Лариса Малюкова кинокритик, кинообозреватель «Новой газеты» «В этом году будет работать особого рода, мне кажется, экспертиза. И вообще, на Каннском фестивале всегда было очень много независимых фильмов. Независимых компаний, я думаю, касаться это не будет. С другой стороны, это все намного сложнее, чем нам кажется, потому что и независимые российские продюсеры, как правило, работают с иностранными компаниями, а это значит, что сейчас обрываются внутренние связи и им становится очень сложно. То есть, в этом плену коллапса оказываются все стороны, в том числе и независимые кинематографисты».
В тренде последних событий — решение чешского фестиваля «Фебиофест» отобрать из-за сотрудничества с Россией награду, врученную режиссеру Эмиру Кустурице за вклад в международный кинематограф. В ответ Кустурица отметил, что в Европе началась «охота на ведьм».