Что ждет российскую гражданскую авиацию после отзыва лизинговых самолетов?
Лента новостей
Лизинговые компании отзывают свои самолеты, составляющие львиную долю российского авиапарка. Как и на чем будут летать россияне?
Закрытие воздушного пространства для российских авиакомпаний не единственная проблема отрасли. Компания AerСap в связи с санкциями США и ЕС отзывает свои самолеты.
Кроме того, Airbus и Boeing заявили о возможном прекращении поддержки и обслуживания своих самолетов в России. Как и на чем будут летать россияне?
AerСap — один из самых крупных лизингодателей в мире. Его клиенты в России — «Аэрофлот», S7, «Якутия», «Россия», «Уральские авиалинии» и другие. Сейчас в российском авиапарке почти 1000 самолетов, и, если отозвать все лизинговые, останется чуть больше двух сотен.
Но и на оставшихся летать не получится. Дело в том, что мы можем лишиться еще и запчастей к Airbus и Boeing, а также обслуживания этих компаний. Останутся ли вообще в России самолеты, пригодные для авиаперевозок? Вот мнение главного редактора портала Avia.ru Романа Гусарова:
Роман Гусаров главный редактор портала Avia.ru «В Европейской части можно использовать и небольшие региональные самолеты, и РЖД, и есть автомобильные дороги вполне себе сносные, здесь в изоляции не останемся, а вопрос перелетов на Дальний Восток оказывается наиболее уязвимым, потому что собственных дальнемагистральных самолетов у нас нет, отечественного производства, возможно, получится привлечь к таким перевозкам наших азиатских партнеров. Например, наши авиакомпании могут взять в аренду самолеты, которые могут остаться под китайским флагом, но при этом выполнять работы на территории РФ от имени наших авиакомпаний».
Ситуация с международными рейсами, по крайней мере, в те страны, куда нам еще можно летать, немного проще. К примеру, турецкие или египетские перевозчики вполне могут взять на себя весь пассажиропоток.
Остается вопрос, что делать нашим авиакомпаниям. Можно, конечно, попробовать не вернуть лизинговые самолеты владельцам и летать на них внутри страны. Но даже если игнорировать этическую сторону вопроса, обслуживать двигатели самолетов в России все равно негде. Так что долго на угнанных воздушных судах все равно не пролетать.
Есть ли еще какие-то варианты для нашей отрасли? Мнение главного редактора портала FrequentFlyers.ru Ильи Шатилина.
Илья Шатилин главный редактор портала FrequentFlyers.ru «Теоретически есть какие-то обходные пути, когда можно через третьи страны что-то покупать, какие-то запчасти, когда можно в третьих странах создать авиакомпании, которые возьмут эти самолеты и будут сдавать их в лизинг российским авиакомпаниям и так далее, но смысл в том, что это в принципе не очень масштабируемая история, то есть если бы это был вопрос 20-30 самолетов, 50, как в каком-нибудь Иране, это одно, а когда речь идет о нескольких сотнях самолетов, как минимум 500 с лишним просто в лизинге, а остальные еще нуждаются в запчастях. Всего в России почти 1000 самолетов летает, из них большинство — это самолеты иностранного производства или суперджеты, у которых имеются иностранные компоненты. Поэтому столько самолетов обходными путями получить невозможно, и что с этим будет, непонятно, видимо, придется ожидать смягчения санкций и параллельно развивать свой авиапром, который долгое время находился в упадке».
В лоукостере «Победа» заявили, что будут защищать свой флот в рамках правового поля. К слову, в авиапарке компании 44 Boeing 737-800, и все они в лизинге. Точнее, уже 43, один из них был задержан в Стамбуле по требованию лизингодателя.
Эксперты считают, что сегменту региональных перевозок ничего не угрожает, у нас все еще есть L-410, а осенью этого года «Аэрофлот» планирует получить четыре МС-21. А вот компаниям, которые занимаются дальнемагистральными рейсами в этой ситуации придется думать не о том, как минимизировать расходы, а о том, как не обанкротиться. Государство поддержать тоже вряд ли сможет. Поскольку непонятно, как именно поддержать авиакомпанию, у которой нет самолетов.