«Омикрон» проходит. Не пора ли снимать ограничения?
Лента новостей
Россия вышла на плато по заболеваемости ковидом. Тем временем в Европе начали снимать эпидограничения. Людям разрешают ходить без масок, отменяется тестирование, общепит переходит на привычный режим работы
В Москве и Санкт-Петербурге заболеваемость упала в несколько раз, а ситуация по России уже неделю держится на плато. Страны Европы и других регионов одна за другой отменяют санитарные меры. Следует ли задуматься об этом и российским властям?
В Великобритании больше не действуют QR-коды, а маски носить не обязательно. Дания тоже сбрасывает маски и даже планирует сокращать программу вакцинации — практически все уже привились. Швеция сворачивает массовое тестирование, а бары в стране теперь работают и после полуночи. И это при том, что Великобритания перевалила за пик заболеваемости менее месяца назад, а Дания и Швеция — чуть ли не на прошлой неделе.
Для сравнения: в Москве спад начался еще в начале февраля, но о послаблениях речи пока не идет. Основные ограничения в столице касаются культуры — вход в музеи только по QR-кодам, а театрам вдобавок ограничили посещаемость на уровне 70%. Пора ли что-то менять?
Директор музея современного искусства «Гараж» Антон Белов:
«Конечно же, менять что-то нужно, мы уже в рамках нашей музейной четверки обсуждаем возможность обращения к мэру. Потому что понятно, что сейчас музеи и театры находятся в наименее выигрышном положении. Потому что мы достаточно жестко проверяем, чтобы у всех входящих были QR-коды. И вы сами понимаете, что их часто нет у наших иностранных посетителей, и это всегда вызывает какие-то проблемы и споры. Это усложняет нам проведение даже малейших мероприятий публичных, потому что не у всех выступающих есть QR-коды, и нам приходится их переводить в онлайн».
Директор театра «Мастерская Петра Фоменко» Андрей Воробьев:
«Какой-то ряд таких нормальных объективных мер, которые и раньше использовались, — маски и дезинфекция помещения, а также система вентиляций — я думаю, есть смысл оставить. Что касается QR-кодов, мне кажется, что это уже вчерашний день, может быть, есть смысл прекращать. И точно так же мне кажется, что ограничение процентов посещаемости — это уже бессмысленно, где 70%, там и 100%. Социальной дистанции все равно при 70-процентной посещаемости не существует. Мне кажется, что это та мера, которая уже устарела».
Ограничения на территории различных регионов России сложно как-то обобщить. Где-то, как в Татарстане, QR-коды до сих пор действуют даже на транспорте — правда, по словам отдельных собеседников Business FM, проверяют их не слишком тщательно. А где-то все примерно как в Москве — меры минимальные, но соблюдаются почти неукоснительно. Готов ли российский бизнес еще немного подержаться, глядя на открытие экономики в других странах?
Основатель «Рюмочной на Боровой» в Петербурге Андрей Кобзаренко:
«По бизнесу, конечно, ударило, потому что частенько приходится заворачивать посетителей. Приходят, допустим, у нас два человека, один с QR-кодом, другой — без. Ну, вот, и что делать? И ограничения по времени работы тоже, потому что полный бар народа — приходится всех выставлять на улицу. И заведения работают вполсилы, и люди уходят недовольные. Причем удивляет, что другие заведения, явно находясь под чьим-то покровительством, продолжают работать, и ничего, никаких проблем. А те, кто законопослушный, страдают. Не добавляет, конечно, радости это все, так что пора уже отменять».
Ростовский ресторатор Максим Коган:
«Мы как-то уже привыкли. Не знаю, как в этих самых деревнях и селах, но в городе все привиты, у всех есть QR-коды. Либо они ложно привиты, либо честно привиты — не знаю, но мы не сталкиваемся с ситуацией, что у людей нет QR-кодов. Мы против этих ограничений не возражаем как-то по большому счету, мы же обучаемые, адаптивные».
Как минимум одно крупное смягчение профилактических мер уже произошло. В начале февраля, после нескольких январских коммуникационных конфузов, Роспотребнадзор все же объявил о сокращении периода карантина — теперь переболеть ковидом можно буквально за три-четыре дня, если пациент досрочно сдаст отрицательный ПЦР-тест. Решения по ограничениям, введенным на уровне регионов России, будут приниматься властями субъектов Федерации.