Девять листов: на сайте El Pais появился ответ НАТО и США на российские предложения
Лента новостей
Испанская газета заявила, что в ее распоряжении есть конфиденциальный документ. По нему США предлагают начать диалог с Россией по нескольким вопросам. Например, Америка готова подписать с Россией договор по вопросам безопасности
Обновлено в 14:02
Испанская газета El Pais опубликовала закрытый ответ НАТО и США на предложения России по безопасности. Ни одно предложение России не было поддержано в полной мере. Ответ НАТО состоит из пяти листов, США — из четырех.
Если следовать этим данным, США предлагают начать диалог о соглашении по контролю над вооружением в обмен на вывод войск и миротворцев из Крыма, Приднестровья, Южной Осетии, Абхазии, обсудить новые договоренности об ограничении стратегического наступательного вооружения и начать диалог по контролю вооружения средней и меньшей дальности. Согласно одному из пунктов документа, двери для вступления Украины в НАТО остаются открытыми.
США и НАТО заявили, что не будут размещать ядерное вооружение в Восточной Европе. Еще США готовы рассмотреть возможность подписания с Россией документа по вопросам безопасности, который будет представлять взаимный интерес.
Америка готова предоставить России возможность проверить отсутствие крылатых ракет «Томагавк» на базах НАТО в Польше и Румынии. Правда, такая инспекция состоится лишь после согласования с союзниками по блоку и на условии, если Россия допустит экспертов альянса на свои объекты. Может ли это стать тем шагом, который сдвинет переговоры России и НАТО с мертвой точки? Комментирует научный руководитель Института региональных проблем Дмитрий Журавлев:
Дмитрий Журавлев научный руководитель Института региональных проблем «Мера промежуточная, потому что нам что говорят: давайте мы вам покажем базы за границей, а вы нам покажете свою территорию. Но при этом она может применяться в качестве политико-психологического варианта, как психологический инструмент для повышения доверия. При этом всерьез доверие между государствами это не улучшит, потому что сейчас ракет там нет, а завтра они там будут, вчера они там были. Точно так же американцы будут относиться: есть войска на границе или нет, если их нет, возможно, это вы отвели, пока мы контролируем. Проблемы контроля и недоверия в свое время, когда подписывались эти договоры, на их согласование уходили годы, потому что найти меры доверия нетрудно, но трудно найти меры эффективного контроля, когда точно знаешь: если ты проконтролировал, там ракет не только нет, но и никогда не будет. То есть это не столько обращение государства к государству, сколько обращение государств к обществу, к людям: смотрите, мы проверили друг друга, не волнуйтесь, войны не будет».
Есть ли в этих документах что-то новое и возможен ли выход из тупика в переговорах? Вот что говорит политолог Георгий Бовт:
— Для начала давайте уточним, что мы сейчас обсуждаем, подлинный документ или некую подделку, ваши мысли?
— Похоже на правду, потому что ничего из того, что опубликовано в этой газете, не противоречит тому, что озвучивалось и представителями НАТО, и США. По косвенной реакции российских лидеров тоже можно судить о том же самом. Там нет никаких сенсаций, примерно такой ответ и ожидался, теперь он получился письменным, видимо, для того чтобы он смог утечь, вот он и утек. По итогам недавних переговоров Блинкена с Лавровым была та же самая реакция, то есть открытые двери НАТО и переговоры по разоружениям. Эти переговоры конкретизированы. Что касается тех условий, которые выдвинуты к России, тут возможна разная трактовка. Мне показалось, что в опубликованном документе ультимативно звучит требование вывода войск из пограничных с Украиной, как они говорят, районов как предусловие для того, чтобы начать разговор дальше по разоружению. Что касается вывода войск из Приднестровья, Абхазии и так далее...
— И даже Крыма.
— Да, и Крыма. Это не выглядит как предусловие. Это такая, если говорить на сленге, встречная предъява: вы нам свой список претензий, а мы вам свой список претензий, вы так понимаете гарантии безопасности и хельсинский акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, а мы так понимаем, вы нам указываете на наше расширение, а мы вам указываем на ваши ошибки.
— То что опубликовано, оставляет хоть какие-то шансы для реального диалога или все, тупик?
— Я продолжаю стоять на своей точке зрения, что пока не вижу никаких шансов, чтобы ситуация улучшилась без того, чтобы она сначала значительно ухудшилась. Мы по-прежнему на пути ко второму варианту. Я, честно говоря, не думаю, что Москва сейчас поднимет лапки и скажет: «Ну ладно, мы погорячились, давайте разговаривать о ракетах средней дальности».
— Кстати, сначала была утечка в Bloomberg о том, что США предложили России инспекцию «Томагавков», которых нет на территории Польши и Румынии. В ответ, конечно, Москва должна допустить натовских инспекторов на свои территории и к своим ракетам, что думаете по поводу этой идеи, ее перспективности?
— Думаю, что не очень перспективна, они допустят наших инспекторов туда, обещают не размещать, но они говорят, что выберут две [российские] точки запуска ракет, которые они тоже обозначат как те, из которых эти ракеты должны убрать. Кто же на такое пойдет.
Предложение о взаимной инспекции содержит определенное лукавство, считает военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса Михаил Ходаренок:
Михаил Ходаренок военный обозреватель «Газеты.ру», полковник запаса «Количество ракет на объектах ограниченно и не представляет собой значительной величины. В случае возникновения вооруженного конфликта, например, тот же самый эсминец с управляемым ракетным оружием ВМС США несет на своем борту более 100 таких ракет. Это чуть ли не на порядок больше, чем может быть размещено на объектах в Польше и Румынии, так что в случае вооруженного конфликта, гипотетического, потенциального, значительно большая ракетная угроза может быть создана кораблями военно-морских сил Соединенных Штатов. России надо опасаться не только американских эсминцев, но и всего того спектра вооружения и военной техники в оснащении вооруженных сил как Соединенных Штатов, так и Североатлантического альянса. Но пока ударные системы, тем более наземного базирования, в непосредственной близости от границ Российской Федерации не развернуты».
Ответ НАТО и США прокомментировал главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев:
— Как вам документы, которые нам представляют как подлинные?
— В принципе за меня уже ответил Сергей Лавров, сказал, что косвенные или второстепенные вопросы, представляющие интерес, заслуживают внимания, но на главный вопрос никакого ответа нет. Первая проблема — это перетягивание дипломатического каната. В чем оно состоит? Россия предложила свою повестку для переговорного процесса. НАТО же со своей стороны как бы выдвинуло контрповестку. Давайте разговаривать так, как мы предлагаем. Если Россия скажет: ну ладно, тогда, мол, наше предложение забираем назад с точки зрения их архитектуры и будем брать за основу вашу архитектуру. Но, насколько я понимаю, максимум или самое лучшее, что мы можем в этих условиях предположить, что стороны с течением времени, и то непонятно, какого времени, будут двигаться навстречу друг другу, как это обычно бывает на торгах на бирже. НАТО тоже выдвинуло заведомо неприемлемые условия. Поэтому нужно найти золотую середину. Второй вопрос: в этих условиях будут ли дальше продолжены переговоры? Я думаю, что многое решится после визита президента Российской Федерации в Пекин на открытие Игр. Там обсудят эти вопросы, и в зависимости от этого уже дальше можно строить предположения относительно того, что будет происходить. Я думаю, что есть определенного рода пессимизм в отношении дипломатического фронта или дипломатических усилий. Возможно, что-то предпримут или, по крайней мере, продемонстрируют мускулы. Это наиболее вероятный способ, чтобы подтолкнуть стороны к переговорам. Растет военная эскалация, которая на определенном этапе может просто выйти из-под контроля.
Накануне Владимир Путин впервые публично прокомментировал ответ Запада на предложения России по безопасности и разъяснил позицию Кремля. Российский лидер заявил, что США и североатлантический альянс проигнорировали принципиальные озабоченности Москвы.