Дали не тот совет. Starr Russia и Deloitte ведут судебный спор из-за инвестиций 14-летней давности
Лента новостей
Фонд Starr Russia считает, что потерял огромную сумму из-за неверного отчета от Deloitte, которая входит в так называемую большую четверку международных аудиторских компаний. В чем причины разбирательств инвесторов и консультантов?
Во вторник, 25 января, московский суд может начать слушания по иску американского инвестфонда Starr Russia к аудиторской компании Deloitte, сообщало «Прайм».
Корни спора между американским фондом и аудитором уходят в уже далекий 2008 год. Тогда компания Starr Russia по совету Deloitte вложилась в Инвестторгбанк. Как следует из иска, консультанты описывали этот банк как эффективно управляемый и отмечали, что вкладывать деньги в него безопасно. Фонд к совету прислушался и инвестировал в банк 110 млн долларов. А через несколько лет в него ввели временную администрацию, потом начали санацию, и кредитор, то есть Starr Russia — своих денег лишился. Теперь компания требует их от аудиторов в суде. Но известно, что аудиторы, а уж особенно из большой четверки, всегда подстраховываются на стадии договора, говорит гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» Станислав Машагин:
Станислав Машагин гендиректор инвесткомпании «Инфраструктура России» «Аудиторская компания классически защищает себя через договор и отвечает только тем вознаграждением, которое клиент ей платит. Многократно опробованный способ в договорах отмечать именно такое. В общем присуще всем аудиторам, в том числе и большой четверке. И суды встают здесь чаще всего, наверное, на сторону консультантов».
Вообще, споры между аудиторами и инвесторами не редкость. Первые считают, что не несут ответственность за то, что после их отчета клиент лишился денег. Это рынок — все бывает. Вторые уверены, что потеряли средства именно из-за плохих советов консультантов. Но бывает, что дело доходит и до уголовного расследования. Один из самых известных случаев — дело американской аудиторской компании Arthur Andersen 20-летней давности, которая проводила аудит энергетической компании Enron, но позже обанкротилась, вспоминает начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий:
Максим Осадчий начальник аналитического управления Банка корпоративного финансирования «Иногда ответственность становится слишком большой, скандал слишком сильный. Вспомним известный пример, когда Arthur Andersen, входивший в большую пятерку аудиторов, просто исчез с рынка из-за того, что проявил, скажем так, небрежность в отношении небезызвестного аудита Enron. Скандал случился 20 лет назад, и, соответственно, большая пятерка превратилась в большую четверку».
Что касается американского инвестфонда Starr Russia, то он, как писал «Коммерсантъ», уверен, что был сговор между аудиторами и рухнувшим банком, откуда выводили деньги, в том числе и американской компании. Но это, конечно, надо еще доказать. А банки в России, даже очень крупные, имеют свойства время от времени падать
И тут вспоминается другой пример, когда аналитик «Альфа-капитал» Сергей Гаврилов прислал клиентам письмо о проблемах в четырех банках, входивших в так называемое «Московское кольцо». И прогноз аналитика в основном сбылся. Три из четырех банков: «Открытие», Бинбанк и Промсвязьбанк — ЦБ вскоре забрал на санацию. Но письмо аналитика наделало много шуму, и рынку оно не понравилось. И это тоже нормально, всем сложно угодить. Напишут негативный отчет — не нравится. Напишут позитивный — тоже.