16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
8 ноября 2021, 02:53 Политика

Россия и Белоруссия: 28 шагов навстречу, но — не спеша. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Каково значение и тонкости реализации 28 программ интеграции, принятых на заседании Высшего госсовета Союзного государства?

Фото: ITAR-TASS

В ходе заседания Высшего государственного совета Союзного государства приняты 28 программ интеграции, утвержденных президентами обоих стран. В том числе страны договорились о единых принципах налогообложения и таможенного законодательства, формировании единого энергетического рынка и общей концепции миграционной политики.

Утверждена новая Военная доктрина Союзного государства, на ее основе Россия и Белоруссия усилят региональную группировку войск. По словам Владимира Путина, странам еще предстоит принять целый ряд документов для углубления сотрудничества, в том числе в экономике и военной сфере. Всего для реализации союзных программ потребуется принять более 400 законодательных актов и соглашений. Начнется работа и по созданию символики Союзного государства. Александр Лукашенко со своей стороны предложил провести реформу союзных СМИ и создать единый медиахолдинг Союзного государства, а не «раскладывать деньги по разным тарелкам». Какое значение имеет данный интеграционный шаг?

Согласование 28 дорожных карт можно считать важным шагом по пути дальнейшей интеграции, переговоры о которой ведутся с 1999 года, однако далеко не последним. Сначала речь велась о 31 дорожной карте, но затем все, что связано с интеграцией политической, отложили, сосредоточившись на экономике. Впрочем, и в экономике пока заявлены скорее намерения двух стран, которым предстоит обрасти конкретикой. Помимо принятия только с российской стороны более 400 новых законодательных актов, предстоит добиться унификации правоприменительной практики, которая порой бывает важнее того, что написано в законах. Дорожные карты полностью не опубликованы, что оставляет возможность Москве и Минску по-разному подавать их в публичном пространстве.

В экономической сфере тоже пока речи нет о создании наднациональных регуляторных органов. Уже не упоминается создание единой валюты, хотя еще три года назад говорилось, что Союзное государство превзойдет по части интеграции сам Евросоюз. Нет намерения пока переходить и к единой денежно-кредитной политике. До конца следующего года лишь предстоит заключить соглашение центробанков о принципах ее гармонизации в целях создания «схожих финансовых условий», а также сформирования «сопоставимого уровня инфляции».

Инвесторы и потребители финансовых услуг двух стран должны будут получать «равный объем защиты прав», но пока речь идет лишь о выработке предложений по гармонизации законодательства. Неясны сроки взаимного допуска банковских и страховых организаций на рынки двух стран. Будут сняты ограничения на доступ к госзакупкам для компаний из двух стран. Правда, тут решающее значение имеют не только формальные правила, но и неформальные договоренности.

Во всем, что касается принципиальных моментов макроэкономической политики, стороны пока предпочитают обтекаемо говорить о сближении подходов и принципов. Но не унификации. Например, по словам премьера Белоруссии Романа Головченко, планируется заключить договор об общих принципах налогообложения. Однако «общие принципы» не тождественны единой налоговой политике и единому Налоговому кодексу. Планируется создать Комитет Союзного государства по налоговым вопросам, но он будет носить консультативный характер.

А когда речь идет о «гармонизации таможенного законодательства», то это вовсе не значит, что будет создан единый Таможенный комитет Союзного государства, который будет издавать общие правила, которые сейчас интересны игрокам рынка именно в своих разных правоприменительных деталях. Планируют создать некую общую систему управления таможенными рисками. Но эта работа идет с 2009 года. И пока неясно, изменится ли что-то для российских импортеров на деле и можно ли будет растаможить товар для России в Белоруссии без отдельной регистрации там компании. Или, например, для некоторых, но разных товаров в России и Белоруссии действуют нулевая или 10-процентная ставка НДС, а для услуг электросвязи в Белоруссии — повышенный НДС в 25%. Планируется ли унификация? Как и, скажем, разных ставок акцизов на табак, которые у соседей ниже.

Путин обратил внимание, что вопросы нефти и газа до сих пор вызывают споры, хотя достигнут серьезный прогресс, и сейчас «стоимость энергоресурсов для Минска в девять-десять раз ниже, чем спотовые цены в Европе, и в три-четыре раза дешевле, чем по долгосрочным контрактам с Европой». Из этого пока не следует, что с 2023 года, когда начнется формирование общего энергорынка, цены в России и Белоруссии полностью сравняются.

Будут продолжены усилия по сближению в военно-политической области. Однако речь не идет о создании единой армии или размещении российских подразделений в Белоруссии. Союзное государство получит единую концепцию миграционной политики. Однако «концепция» не тождественна унификации визового режима, усиливается лишь координация деятельности соответствующих суверенных структур.

Какие-то перемены на обывательском уровне граждане двух стран почувствуют уже скоро. Будет отменен роуминг для телефонной связи. Станет возможным предоставление госуслуг в электронной форме, будут взаимно признаны средства идентификации для товаров, подлежащих обязательной маркировке. Наконец, применительно к туристической отрасли как раз употреблен термин «унификация регулирования».

Так что две страны продолжат двигаться навстречу друг другу, выбрав для этого не самый короткий, зато и не самый спорный путь. Конечный результат во многом будет зависеть от того, как пойдет политический транзит в Белоруссии, где на февраль намечен референдум по новой конституции. Которая, правда, тоже пока не опубликована.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию