Тельман Исмаилов стал невыездным из Черногории
Лента новостей
На сайте российского Следственного комитета сообщается, что его председатель Александр Бастрыкин поручил доложить об основаниях отказа Черногории в выдаче бизнесмена. Но основания эти очевидны
Председатель СКР Александр Бастрыкин поручил изучить основания отказа в выдаче Тельмана Исмаилова. И основания эти долго искать не надо. Несколькими днями ранее Черногория предоставила экс-владельцу Черкизовского рынка политическое убежище. А лицо, имеющее такой статус, автоматически попадает под действие Женевской конвенции и выдаче не подлежит.
«Ордер на арест Исмаилова является примером политического и экономического преследования со стороны Российской Федерации. Мы подготовили документы, подтверждающие это давление», — сообщил адвокат Милош Вуксанович в комментариях СМИ.
Впрочем, запрос об экстрадиции поступил задолго до этого. Но тут можно заметить, что многие адвокаты давно отмечают, что запросы, которые готовит Генпрокуратура, часто отличаются крайней небрежностью. Это подтверждает и управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» Владимир Гладышев. Хотя главной причиной стала все же другая, считает он:
Владимир Гладышев управляющий партнер лондонского адвокатского бюро «Гладышев и партнеры» «Я участвовал в примерно 30 делах об экстрадиции российских граждан в разных странах мира. Во многих делах прокуратура работала просто спустя рукава. Это понятно. С другой стороны, когда дается политическое убежище, вопрос об экстрадиции закрывается естественным способом. То есть до экстрадиции дело не доходит. В свое время по этому пути пошел Борис Березовский. Березовский получил политическое убежище в Англии, после чего весь процесс по экстрадиции был прекращен. Международный ордер от предоставления политического убежища не зависит. Интерпол очень часто в последнее время, в случае, если он считает, что была политическая подоплека у преследования, исключает человека из списка. Но для этого нужна отдельная особая процедура».
И все же крайне интересным являются основания, на которых Черногория приняла решение о предоставлении Исмаилову убежища. Утверждение российского адвоката бизнесмена Марины Русаковой, которая заявила ТАСС, что решающую роль в этом сыграло решение швейцарской прокуратуры о закрытии против него дела об отмывании 15 тысяч франков, не выглядит особо правдоподобным. Все же Россия предъявляет Исмаилову куда более тяжкие обвинения. В первую очередь в том, что он в 2016 году был организатором убийств бизнесмена Владимира Савкина и основателя автосервиса «Люблино-Моторс» Юрия Брылева, за которые заплатил 2 млн долларов.
Скорее всего, Милош Вуксанович строил защиту на совсем других аргументах. Тут можно напомнить, что в 2009 году Владимир Путин (будучи премьер-министром) распорядился уничтожить опасный контрафакт на Черкизовском рынке. Именно тогда он разразился очевидно в адрес Исмаилова знаменитой обличительной тирадой: «Вроде бы борьба с контрабандой ведется, но результатов пока мало, результат — это посадки, а где посадки?». И хотя Исмаилов после этого неоднократно приезжал в Россию и даже собирался участвовать в олимпийском строительстве, а затем вел дело о своем банкротстве (в ходе которого вдруг выяснилось, что он гол как сокол), именно это высказывание при умелом использовании адвокатом и могло стать «доказательством политического преследования». При этом юрист умело сыграл на политических разногласиях в Черногории, считает научный сотрудник Института славяноведения Георгий Энгельгардт.
Георгий Энгельгардт научный сотрудник Института славяноведения «Вокруг судебной системы Черногории продолжается борьба и конкуренция между действующим президентом Мило Джукановичем и новым правительством, состоящем из его противников. И вполне может быть, что господину Исмаилову помогло влияние президента Джукановича в судебной системе. Противники Джукановича уже несколько лет его обвиняют, в том числе и в том, что он предоставлял убежище и гражданство нескольким международным деятелям, политиканам-бизнесменам, у которых были серьезные проблемы с законом на их родине».
В начале октября Высший суд Подгорицы принял решение о задержании по просьбе России, направившей запрос об экстрадиции, бывшего руководителя Росалкогольрегулирования Игоря Чуяна. Его обвиняют в многомиллионных взятках и мошенничестве. Пока что дело о его выдаче не движется, а местные политики утверждают, что у него, как и у Исмаилова, хорошие отношения с президентом Мило Джукановичем.
А вот 30 июля Черногория без вопросов экстрадировала бывшего ректора Пушкинского университета в Ленинградской области Вячеслава Скворцова, которого Россия обвинила в присвоении около 2,5 млн рублей.
Исмаилов же теперь — как минимум временно — становится невыездным из Черногории. Ну или Израиля, гражданство которого у него имеется. В других странах ему грозит новый арест и требование об экстрадиции.