Профессора пермского университета, продолжившего читать лекцию во время стрельбы, проверит СК
Лента новостей
Он говорит, что сделал это намеренно, чтобы не создавать паники, при этом запер дверь в аудиторию. Как оценили действия преподавателя его коллеги и эксперты по безопасности?
Профессора Пермского госуниверситета Олега Сыромятникова, который накануне во время стрельбы в здании продолжил читать лекцию, проверяет Следственный комитет. Студенты пожаловались на него в администрацию вуза и отказываются ходить к нему на лекции.
Олег Иванович Сыромятников — профессор кафедры русского языка в Пермском госуниверситете. Все время, пока Бекмансуров стрелял на первых этажах вуза, он продолжал читать лекцию про академика Лихачева и монголо-татарское нашествие.
СМИ публикают записи с занятия. Из них следует, что в аудиторию зашла женщина (как позже выяснилось — мать одной из студенток, девушка маломобильна), она сообщила о стрельбе и предложила сесть под парты. Затем студенты начали зачитывать информацию о ЧП из чатов. Сыромятников назвал это сплетнями, отказал в эвакуации и продолжил читать лекцию. При этом по тону непонятно, поверил ли вообще преподаватель сообщениям или это был план.
Позже Сыромятников рассказал журналистам, что началась паника и он сразу позвонил декану. Тот сказал продолжать занятие, к тому же информация еще не была официальной. Выстрелов, по его словам, слышно не было. Хотя на записи явно работает сигнализация и различим вой скорых и полицейских машин. После звонка декану Сыромятников закрыл металлическую дверь аудитории, которую, по его словам, было невозможно пробить выстрелом. А подпирать стульями закрытую дверь он не видел никакого смысла, потому что она открывалась наружу. Главной задачей было избежать паники, чтобы студенты не ринулись прыгать с пятого этажа. Кроме того, выяснилось, что профессор — подполковник милиции в отставке и работал в Пермском институте ФСИН, поэтому четко знает, как действовать в подобных ситуациях.
Одну из записей редакция Business FM попросила послушать психотерапевта и руководителя Центра психотехнологий Ольгу Добрынину.
Ольга Добрынина психотерапевт и руководитель Центра психотехнологий «С моей точки зрения, он говорил ровно, постарался сохранить спокойствие. Тон его почти не изменился, когда он задает вопрос, что там происходит, и дальше. И это действительно не провоцировало панику, потому что в такой ситуации только вот такое реальное спокойствие позволяет тем, кто находится рядом с ним, сохранять максимальное, насколько возможно, спокойствие. Если бы он начал успокаивать, уговаривать, от такого кто-то мог впасть в панику».
Сыромятников также ведет занятия в Пермской духовной семинарии. Секретарь ее ученого совета назвал действия профессора неоправданными и заявил, что в таких ситуациях надо действовать по инструкции.
Завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко с ним не согласен.
Леонид Головко завкафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ «Я бы не стал обсуждать действия педагогов с точки зрения инструкции, потому что они действовали ситуативно. Нельзя написать какой-то алгоритм действий под ситуацию, которая зависит от психики человека, от его субъективного состояния. Поэтому я бы на инструкцию уповать не стал. Все эти инструкции исходят из какой-то усредненной ситуации, и надо иметь в виду, что все эти меры не панацея».
Все опрошенные Business FM преподаватели вузов поддерживают Сыромятникова и отмечают, что только в отдельных учебных заведениях проводится инструктаж на случай ЧП. Но они уверены, что профессор выбрал единственно верное решение.
Как позже разъяснили в пресс-службе Пермского госуниверситета, Сыромятников решил «продолжить рутинное действие», чтобы не поддаваться панике: «Стресс испытывали не только студенты, но и преподаватели. Главное, что он заперся».
Вот как это комментирует эксперт по кризисным ситуациям, полковник в отставке Лев Корольков:
Лев Корольков эксперт по кризисным ситуациям, полковник в отставке «Ему дали абсолютно правильную команду: закрыть немедленно двери и продолжить занятие, насколько это возможно, и не давать никаких сигналов к панике. Потому что к наибольшим жертвам всегда приводит именно паника, когда люди не знают, что происходит, куда бежать и что делать, поэтому это единственно правильное было решение, потому что эвакуацию организовать в данном конкретном случае просто невозможно».
В результате стрельбы в госуниверситете погибли шесть человек. В Прикамье 21 сентября объявлено траурным днем.