Профессор пермского университета продолжил лекцию во время стрельбы. Мнения других преподавателей
На просьбы студентов забаррикадироваться он запер железную дверь аудитории изнутри. Никто из тех, кто был на занятии, не пострадал. Business FM попросила представителей вузов оценить действия профессора
Обновлено в 15:36
Профессор пермского госуниверситета Олега Сыромятникова во время стрельбы в здании 20 сентября продолжил читать лекцию по истории русской литературы.
В соцсетях ведутся споры по поводу записи из аудитории, где у профессора шло занятие.
Вбегает мама одной из маломобильных студенток, которая услышала стрельбу в коридоре и хотела предупредить. Сыромятников отреагировал: «идет учебный процесс» и «не верьте сплетням». И продолжил рассказывать про монголо-татар. Студенты, извиняясь, просили закрыть дверь, забаррикадироваться и выключить свет.
Позже профессор объяснил свой поступок тем, что не хотел распространять панику среди студентов и действовал по инструкции деканата: он закрыл железную дверь аудитории изнутри, ее невозможно было пробить, и не стал делать баррикады, чтобы не шуметь. В итоге никто из присутствующих на занятиях не пострадал.
Business FM поговорила с преподавателями вузов и экспертами по безопасности о том, как они оценивают действия коллеги. Вот что говорит заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ Леонид Головко:
Леонид Головко заведующий кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора юридического факультета МГУ «Нельзя написать какой-то алгоритм действий под ситуацию, которая зависит от психики человека. Это университет, собрание совершеннолетних людей. Профессор при всем желании не может насильно заставить взрослого совершеннолетнего человека идти куда-то, ложиться, вставать и так далее, это вне его компетенции. У нас есть специальные ответственные лица, которые знакомят нас с этим, но в пределах разумного. Естественно, мы все это делаем. Все эти инструкции исходят из какой-то усредненной ситуации, и надо иметь в виду, что все эти меры не панацея».
Комментирует директор Института развития образования ГУ ВШЭ Ирина Абанкина:
Ирина Абанкина директор Института развития образования ГУ ВШЭ «Поведение в экстренных ситуациях совершенно не отрепетировано с педагогами. Не важно, это пожарная опасность или другая. И в этих ситуациях оказывается очень много потерь. Но и студенты тоже не знают, как себя вести, нет даже средств защиты. В случае если бы были гранаты или отравляющий газ, в кабинетах нет экстренных кнопок вызова».
Мнением поделился ректор Финансового университета при правительстве России Михаил Эскиндаров:
Михаил Эскиндаров ректор ФГОБУ ВПО «Финансовый университет при правительстве РФ» «У нас давно уже стоит специальная служба, отвечающая за это. Надо ставить металлоискатели на входе на территорию и, конечно, учить студентов и преподавателей, как вести себя в подобных случаях. Инструктаж проводится в каждом вузе, во всяком случае, у нас есть специальная служба, которая этим занимается. Не скажу, что мы охватываем стопроцентно, но стараемся проводить такие учения, в том числе по эвакуации и так далее. Но обстоятельства бывают совершенно разные, и ждать такие события, конечно, очень не хотелось бы».
Эксперт по кризисным ситуациям, полковник в отставке Лев Корольков высказал мнение о действиях профессора пермского университета:
Лев Корольков эксперт по кризисным ситуациям, полковник в отставке «Студентам дали абсолютно правильную команду: закрыть немедленно двери и продолжить занятие, насколько это возможно, не давать никаких сигналов к панике. К наибольшим жертвам всегда приводит именно паника, когда люди не знают, что происходит, куда бежать и что делать. Это было единственно правильное решение, потому что эвакуацию организовать в данном случае просто невозможно, это нереально, но зато будет большое число жертв. Даже с бомбами примерно надо вести так же: максимальное спокойствие и быстрое определение ситуации. Даже в случае, если работает самодельное взрывчатое устройство, все равно паника — это предвестье больших жертв».
В результате стрельбы в госуниверситете погибли шесть человек. В Прикамье 21 сентября объявлено траурным днем.