Владимир Путин подал пример, уйдя на самоизоляцию. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
При этом тема ковида и прививок практически отсутствует в предвыборной думской кампании, а Россия в настоящий момент идет по пути приобретения коллективного иммунитета через болезнь, а не прививку, уверен политолог
Самоизоляция президента связана с тем, что одному из людей из ближайшего окружения Путина диагностировали ковид. По словам пресс-секретаря Путина Дмитрия Пескова, ПЦР-тест у главы государства отрицательный, а сам он абсолютно здоров. И хотя президент не будет участвовать в очных мероприятиях, его самоизоляция не повлияет на интенсивность работы в онлайн-режиме.
С начала пандемии от Путина еще не доводилось слышать фразы, подобной той, что он произнес на встрече с паралимпийцами в Кремле: «Даже в моем окружении проблемы возникают с этим ковидом… Много людей болеют вокруг». Мы не знаем, болеют ли люди вокруг президента потому, что они не привиты, или потому, что привиты, но это не помогло. Сам Путин привился весной. И вне зависимости от того, что еще могло бы стоять за его самоизоляцией, — не будем впадать в конспирологию — президент напомнил, что пандемия никуда не делась. Хотя официальная статистика застыла на примерно 17-18 тысячах заражений и до 800 смертей в сутки. Притом что даже Росстат сообщил о более 50 тысячах умерших в июле, к смерти которых в той или иной мере причастен ковид, и это никак не «бьется» с суточной смертностью в 800 человек.
На этом фоне тема ковида и прививок практически отсутствует в думской предвыборной кампании. В стране почти полностью прекратили соблюдать какие-либо санитарные меры, разве что остались кое-где формальные запреты на массовые мероприятия, но и то не на все. Тема принудительной вакцинации спущена на тормозах, число полностью привитых едва перевалило за 40 млн человек. Попытки внедрить политику негативной мотивации в той же Москве натолкнулись как на недовольство низов, так и, судя по всему, верхов, которые сочли, что накануне выборов раздражать народ негоже. Означает ли это, что после выборов борьба с пандемией возобновится? Особенно если нас накроет очередная волна.
Пока наша страна идет в основном на поводу ковид-диссидентов и антиваксеров, которые твердят свои мантры про бесполезность вакцин и «несмертельный ковид». Если взять, скажем, американскую статистику — за неимением подробной нашей, — то штамм «дельта» действительно пробивает защиту от вакцин. Уже более 14 тысяч американцев из 180 млн полностью вакцинированных заболели в тяжелой форме, а 2,6 тысячи умерли.
Получается, что шансы вакцинированных умереть от ковида в 11 раз меньше, чем непривитых, а шансы просто заболеть в пять раз меньше.
Наша страна в пандемии идет против европейских трендов. В большинстве стран Европы на фоне высокой доли привитых — практически везде выше половины — вводятся ограничения для невакцинированных. Хотя степень строгостей с так называемыми ковид-паспортами везде разная. Более жесткие варианты ограничения для непривитых введены в Австрии, Бельгии, на Кипре, в Греции, Венгрии, Германии, во Франции, Ирландии, Италии, Нидерландах, Португалии и Словении. В Испании QR-коды пытались ввести на уровне провинций, но проиграли в судах. Зато QR-код требуется для въезда в страну.
Негативная мотивация стимулирует людей прививаться. Так, во Франции после введения QR-кодов число сделавших хотя бы один укол достигло 88% взрослых и 85% среди подростков старше 12 лет. Даже Украина собиралась вводить «паспорта вакцинации». В Америке жесткие меры вводят на уровне ряда штатов. Например, в Нью-Йорке вы мало куда попадете без сертификата о прививке. Президент Байден обязал привить всех военных, а также госслужащих под угрозой увольнения. Таким же путем идут многие страны — от Франции и Греции до Китая.
Некоторые ограничения ослабляют. Дания, единственная страна в Европе, которая отказалась от ковидных ограничений, но там привились около 80% взрослых. Америка и Великобритания также в целом открывают экономику, несмотря на высокий уровень заболеваемости, которая на фоне вакцинированного большинства населения получила название «пандемии непривитых». Особым путем пошли такие страны, как Китай, Новая Зеландия и Австралия, которые хотят свести число заражений к нулю. Но они почти или полностью закрыты от внешнего мира.
Согласно прогнозам, пандемия может продлиться несколько лет. Вопрос о коллективном иммунитете остается главным. Применительно к ковиду уже ставится планка в 90-95% иммунизированного населения. Достигнуть цели можно двумя путями — вакцинацией или если все переболеют. Мы пока преимущественно идем вторым путем. Который чреват повышенными человеческими жертвами. По сравнению к чем полуизоляция от вакцинированной части мира — это уже мелочи.