Жители Сан-Марино могут оказаться «в плену» из-за непризнания ЕС российской вакцины
Лента новостей
Они прошли вакцинацию «Спутником V», но в октябре Италия намерена потребовать от них ревакцинироваться одной из западных вакцин, иначе жителей маленькой горной страны ждет масса ограничений
Сан-Марино, карликовая страна, полностью окруженная Италией, привила большую часть населения «Спутником V» еще в апреле. Рим разрешил санмаринцам спокойно перемещаться по своей стране, заболеваемость в республике минимальная. Но с октября на жителей Сан-Марино хотят наложить ряд ограничений, если те не привьются одной из вакцин, одобренных в Евросоюзе.
В Сан-Марино живет чуть больше 30 тысяч человек. В феврале там столкнулись с нехваткой вакцин при распределении поставок между странами ЕС и обратились за помощью к России. Уже в апреле они привили 70% населения «Спутником V», достигли коллективного иммунитета и сняли почти все ограничения.
Буквально на днях глава Минздрава Михаил Мурашко приводил Сан-Марино в пример как страну, где закрыты ковидные госпитали и никто не болеет. А вот глава МИД России Сергей Лавров на сочинском форуме современной журналистики вспомнил этот кейс в разговоре о том, что вопрос признания «Спутника V» в Европе политизирован:
По другой информации на встрече с Лавровым глава итальянского МИД Луиджи Ди Майо сказал, что вопрос передвижения по ЕС привитых неодобренными вакцинами обсуждается. А жители Сан-Марино должны сделать третью дозу до 15 октября для получения грин-пасса.
Италия ввела «зеленые паспорта» для привитых зарегистрированными в Европе вакцинами еще в августе. Они нужны для посещения большинства общественных мест. Тем, у кого таких сертификатов нет, нужно будет каждый раз предоставлять результаты свежего ПЦР-теста, чтобы выпить кофе или сходить в зал. И, к слову, эти правила соблюдаются не всегда. Вот что рассказывает журналист в Риме Вероника Шейнина:
Вероника Шейнина журналист в Риме «То, что касается каких-то парикмахерских или маникюра, это все работает и без грин-пасса. В музеи, по идее, обязателен грин-пасс, но вот, например, сегодня мы пошли в музей Ватикана, и хотя висит крупное объявление о том, что при покупке билета обязательно предъявлять грин-пасс, у нас его никто не спросил. Я знаю, что в принципе с въездом нет проблем, потому что там границ как таковых нет. Я не думаю, что там кто-то контролирует их въезд и выезд. А что касается работы, этого я не знаю».
Новость стала для санмаринцев шоком. Их страна очень маленькая, многим приходится работать в Италии, нередко как раз в сфере услуг. Чтобы не вызвать протестов Рим ввел временные меры, и до 15 октября жители анклава могут свободно передвигаться по сертификату «Спутника».
Почему выбран срок именно до середины октября, понятно. Массовая вакцинация в Сан-Марино началась как раз за полгода до этого. Это считается оптимальным периодом ревакцинации.
Но что делать тем, кто привился недавно, никто не уточняет, говорит русский гид в республике Марина Проскурнина.
Марина Проскурнина русский гид в республике «Это уже точно чересчур. Первые две прививки сделаны потому, что надо было, а вот сейчас третью — уже получается, что это как-то очень сильно наиграно. Многие, конечно, это делали из-за туризма, потому что люди куда-то хотели выехать, тем более в апреле — тогда все хотели сделать прививку, чтобы спокойно лето провести. Сейчас, в октябре, когда уже, естественно, туризма не будет и особо перемещений не будет, возникнут рабочие вопросы. А так как, конечно же, санмаринцы очень связаны с Италией, в том числе школы (у нас очень многие, особенно старшие классы, санмаринские ребята, подростки, выезжают в итальянские школы), какие-то представители компаний, всякие водители и так далее, [проблема есть]».
По словам Марины, ревакцинироваться будут многие. Как будут развиваться события после 15 октября, неизвестно. Все заявления местного минздрава сводятся к тому, что они ведут переговоры с регулятором.
Студенты университета Titano в Сан-Марино, у которых часть занятий проходит в Италии, создали петицию с требованием дать объяснения, что будет дальше. За неделю ее подписали более 2 тысяч человек — а это почти 7% населения республики.