Рынок квестов. Как пандемия стала для него игрой на выживание?
Лента новостей
Казалось бы, самое страшное у этого рынка позади. Конкуренция снизилась за счет банкротств и ухода десятков игроков. Но выйти на докризисный уровень не получается. Как выживает этот сегмент индустрии развлечений?
После снятия ряда антиковидных ограничений спрос на квесты понемногу восстанавливается. Но квеструмы не могут выйти на допандемийный уровень доходов. Чтобы удержать бизнес на плаву, они предлагают клиентам внушительные скидки — от 10% до 25%. Докризисные цены клиентов отпугивают.
Как страшный сон российские квеструмы вспоминают ковидные ограничения и режим изоляции, когда, по сути, действовал запрет на их бизнес. Финансовая поддержка от государства была минимальной, а арендодатели крайне неохотно шли на уступки по снижению ставки. Те, кто не смог договориться, не выдержали и закрылись. По словам участников рынка, таких десятки.
В то же время «Гильдия квестов» отчиталась изданию РБК, что в этом году в России открылись 180 новых площадок для проведения игр. В одной только Москве 27 новых мест. И те шесть тысяч с лишним площадок, которые остались на рынке, за первую половину 2021 года провели 0,5 млн игр.
Но это вовсе не означает, что индустрия восстановилась. Новые площадки могли открыть те, кто закрылся в пандемию. Кроме того, доходы упали и на докризисный уровень не вернулись — рассказала Business FM гендиректор «Гранд-квеста» и глава Национальной Ассоциации участников квестиндустрии Анна Черкасова:
Анна Черкасова гендиректор «Гранд-квеста» и глава Национальной Ассоциации участников квестиндустрии «У людей нет денег. Эти антиковидные меры очень сильно ударили по бизнесу, в принципе, по развлекательному бизнесу, так же, как и по ресторанам. Очень много игроков рынка ушло, потому что не смогло выдержать. С арендой никто нам не помог. Субсидии, которые выдавались правительством, крайне малы. Очень многие потеряли своих сотрудников, потому что не смогли им обеспечить зарплату. Пандемия. Рынку сейчас не очень хорошо. У клиентов нет денег, клиенты просят скидки. Естественно, квесты идут на максимальные скидки. Если вычесть то, что тратится на хозтовары, на обеспечение бесперебойной работы квеста, на аренду помещения, выходит по 500 рублей дохода с игры. Сейчас очень большое падение, мы точно знаем статистику. В августе у многих было 40-50 игр. А чтобы квест был рентабельный, должно быть сто игр в месяц. И у клиентов нет денег, они либо ищут очень выгодные предложения, либо вообще не приходят».
При этом квесты как были, так и остаются дорогим удовольствием. Средняя цена по Москве 5000-6000 рублей днем. Если участвуют актеры, то цена взлетает до 8 тысяч. До пандемии было 9-10 тысяч. В регионах средний чек в два раза ниже.
В пандемию компании выкручивались как могли. Сдавали квеструмы под кино или рекламные съемки, проводили игры онлайн. Этот формат пользуется популярностью до сих пор, плюс для него не нужно арендовать помещение.
На рынок повлияла не только пандемия. Еще до коронавируса стало понятно, что клиенты пресытились играми в квеструмах и нужно выходить за рамки этого формата, говорит основатель проекта questplanet.ru Александр Пименов:
— Квеструмы — это аудитория тех, кто хочет какого-то экшена. В моем понимании тут не пандемия больше повлияла, а скорее то, что в целом формат такой немножко уже уходит. Это видно и по Европе, где много открывалось квеструмов. Сейчас их немного, их стало меньше. И в России они тоже закрываются.
— Люди пресытились? Как это объясняется?
— Пресытились, да, потому что был бум, когда ходили постоянно, в неделю могли чуть не каждый вечер встречаться с друзьями и проходить очередную комнату. Игроки рынка все время придумывают что-то новое, что заставляет людей вернуться. Но народ после того, как проходит 10-20 комнат, этим пресыщается, и постоянно сложно здесь поддерживать спрос.
По словам Александра Пименова, еще труднее сейчас выйти на самоокупаемость. Квест — затратное мероприятие для организаторов. Это покупка инвентаря, призовой фонд, зарплата ведущим, актерам, ремонт квесткомнат, арендная плата. Многие из продавцов сохраняют бизнес, потому что горят своим делом, для них это воплощение творческих фантазий. Но сейчас крайне трудно сделать квесты в закрытых помещениях рентабельным бизнесом.
Та же компания questplanet.ru под влиянием новых обстоятельств сменила формат и теперь проводит мероприятия на улицах, это скорее экскурсии и путешествия с элементами игры, чем привычный квест. И когда «Гильдия квестов» говорит о росте числа игр и восстановлении рынка, она учитывает и такой продукт тоже.