Гаечный ключ и вопросы к полицейским: что известно о побеге пяти арестантов из ИВС в Истре
Лента новостей
Среди сбежавших был Александр Мавриди, обвиняемый в убийстве «колбасного короля» Владимира Маругова. Возбуждено два уголовных дела: по факту самого побега и о превышении должностных полномочий сотрудниками ИВС
Обновлено в 15:25
Из изолятора временного содержания в подмосковной Истре сбежали пятеро заключенных. Арестанты гаечным ключом открутили замки дверей ИВС, сообщает Следственный комитет.
«Следы беглецов ведут к станции Истра. Затем они теряются. Вероятнее всего, они покинули станцию на ночной электричке», — сообщил источник «Интерфакса». Он отметил, что большинство старых электропоездов не оснащены системами видеонаблюдения.
Источник ТАСС рассказал, что заключенные имели сообщников на свободе. Они передали инструменты, с помощью которых была открыта дверь, помогли скрыться из ИВС, а возможно, из Истры.
В Истре выставлены дополнительные посты и заслоны, все частные охранные предприятия переведены на усиленный режим работы. Местных жителей информируют о побеге через СМИ и различные чаты старших по домам и активных жителей, сообщает администрация городского округа.
Один из беглецов, Александр Мавриди, подозревается в убийстве главы компании «Мясная империя» миллиардера Владимира Маругова. Побег был совершен около четырех часов утра. Открутив гаечным ключом замки дверей, арестанты ушли через заднюю дверь. На видео с камеры наблюдения близлежащего дома видно, как пять человек вместе практически бегут по улице.
По данным источников СМИ, инициатором побега был Мавриди. Следствие считает, что именно он с сообщником в ноябре прошлого года убил из арбалета в бане бизнесмена Владимира Маругова, известного как «колбасный король».
Сбежавшие заключенные — уроженцы Молдавии, они подозреваются в кражах и проходят по одному делу. Двое их сокамерников отказались идти с ними и сейчас дают показания.
ИВС находится при отделе полиции, по ночам там остаются дежурные полицейские, сообщает ТАСС. Минувшей ночью дежурство несли два человека, они не пострадали, но к ним уже возникли вопросы правоохранителей.
По предварительным данным, оружия у сбежавших арестантов нет. Обвиняемый в убийстве Маругова Мавриди был переведен в камеру к другим сбежавшим заключенным накануне вечером, сообщил ТАСС источник в правоохранительных органах. При этом камера, по его словам, была уже заполнена. Дежурные не слышали шум, когда заключенные ломали замок камеры, и заметили побег уже ближе к утру.
Как устроены изоляторы временного содержания и так ли легко открутить замок в камере и выйти на свободу? Об этом Business FM спросила у управляющего партнера компании «РИ-консалтинг», бывшего следователя Романа Воронина:
Роман Воронин управляющий партнер компании «РИ-консалтинг», бывший следователь «Изоляторы временного содержания, как правило, организованы при отделах полиции, при отделах внутренних дел. Там, конечно, не такая серьезная система безопасности, как в СИЗО или уже в колониях, но вместе с тем все равно там тамбурная система, тяжелые запорные двери, которые не так просто взять и открыть. И там нет такого, что есть какой-то ключ, какой-то болт, который можно открутить и выйти. Поэтому все это пока предварительная информация, и звучит она, мягко говоря, странно и неправдоподобно. Как правило, эти изоляторы небольшие, там не так много камер. Люди там содержатся очень непродолжительное время, до принятия решения о том, будут ли их арестовывать. После того как их арестовывают, их, как правило, перевозят уже в СИЗО, а в ИВС вывозят для следственных действий или до задержания. Самих беглецов, естественно, ждет дополнительная квалификация по побегу из мест лишения свободы. Побег из ИВС — это то же самое, что побег из СИЗО, квалификация будет та же самая».
Возбуждены два уголовных дела: по факту превышения должностных полномочий сотрудниками изолятора и по факту самого побега. Двух сотрудников ИВС задержали, сообщили в подмосковном СК. В числе прочего выясняется, почему в ИВС в одной камере оказались сразу несколько хорошо знакомых друг с другом людей.
Ситуацию комментирует бывший старший следователь по особо важным делам, почетный адвокат Владимир Калиниченко:
— Это все решается за взятки, иначе совершить побег из мест лишения свободы при современных технических условиях невозможно. Разберутся или нет, кто это сделал, но у меня такие побеги, как и многие другие, уже никакого удивления не вызывают. В свое время мы помещали особо важных арестованных в следственный изолятор «Лефортово», он был переполнен, возникали определенные сложности. И тогда было принято решение создать филиал «Лефортово» в системе милиции. Его создали на базе изолятора «Матросская Тишина». Там был строжайший режим, как в «Лефортово». Оттуда совершил побег [наемный убийца Александр] Солоник. Оттуда побег совершить без ведома тех, кто был коррумпирован (называли одного охранника, который содействовал преступлению), невозможно. Замяли эту историю? Да, замяли. Поэтому и в этой ситуации без коррумпирования, без взяток, без подкупа должностных лиц никакой побег был невозможен.
— Выяснилось, что четверо проходили по одному делу о краже и они были в одной камере.
— Никогда невозможно, чтобы участники одной ОПГ содержались в одной камере, в такой ситуации вести следствие бессмысленно. Это называется простым словом «бардак».
— Они открутили замок, но до двери надо еще дойти, а потом выйти на улицу, и никто их не заметил.
— Это все сказки, это невозможно. Простой пример: когда раздается пища, идет человек, который везет телегу с едой, открывается окошко камеры, выставляется тарелка. Я знаю, какой порядок содержания под стражей, как их конвоируют, как их выводят и так далее. Ну это невозможно.
В данный момент сбежавших подсудимых ищут в Москве, Подмосковье, а также в соседних регионах. В частности, на поиски ориентирована полиция Тверской области.
МИД Молдавии в настоящий момент уточняет, есть ли среди сбежавших граждане республики. Там заявляют, что «молдавские правоохранительные органы готовы оказать содействие в задержании участников побега, если такая помощь понадобится».