Как глава Лобни не уловил сигналы. Комментарий политолога Георгия Бовта
Лента новостей
Смышляев находился в конфликте с губернатором Московской области Воробьевым, который не раз демонстрировал отчетливое недовольство работой сити-менеджера Лобни. Возможно, что уголовное дело — следствие этого конфликта, считает политолог
Глава подмосковного города Лобня Евгений Смышляев задержан по уголовному делу о злоупотреблении должностными полномочиями. С 2012-го по 2014 год 37-летний Смышляев возглавлял Контрольно-счетную палату Лобни, а с 2014 по 2016 годы был руководителем администрации города. С конца февраля 2017 года Смышляев является главой Лобни. Его должность называется «сити-менеджер» — он был избран комиссией из депутатов местной Думы.
Со стороны обстоятельства дела главы подмосковной Лобни выглядят невнятно, хотя речь идет о главе стотысячного населенного пункта. Пока все, что явлено общественности, — это разбирательство от 2017 года о трансформаторной будке при физкультурно-оздоровительном комплексе. Дело уже закрывали в конце прошлого года за отсутствием состава преступления. Трансформатор нашелся. А потом через месяц дело вновь открыли. После того как губернатор Подмосковья Андрей Воробьев публично отчитал Смышляева за неработающий лифт в многоквартирном доме. Судя по всему, силовики поняли это как команду «фас». Тогда же возбудилось областное управление Федеральной антимонопольной службы, которое оштрафовало Смышляева за непредоставление информации по рынку управления многоквартирными домами на 10 тысяч рублей. Это стало еще одним тревожным звоночком, сигнализирующим, что у сити-менеджера явные проблемы на уровне руководства области. Следующий «звонок» последовал в апреле, когда губернатор назначил своего спецпредставителя в Лобне в лице местного депутата Владимира Букина, оговорив это тем, что кое-кто «сдает позиции», когда в Лобне реализуются важные инфраструктурные проекты, в частности, строительство дороги «Северный обход». К этому можно добавить, что бюджет Лобни за последние 15 лет вырос более чем в 30 раз. В этом году он составит почти 4,5 млрд рублей, с дефицитом около 10%.
Наконец, две недели назад на сайте «ЛобняМедиа» вышел материал под символическим заголовком «Агония Евгения Смышляева», где градоначальника критикуют за кадровые решения и конфликты с городским отделением «Единой России» и правительством Московской области. Автор публикации журналист Александр Коробкин ранее работал в областном правительстве, в том числе в управлении информресурсов. Так что можно предположить, что уголовное дело против Евгения Смышляева связано с конфликтом с губернатором Подмосковья. А конфликты с вышестоящим руководством у нас теперь редко разрешаются без уголовных дел. Например, в сфере публичной политики.
Впрочем, пространства для публичной политики на муниципальном уровне уже практически и не осталось. Подмосковье было в числе первых регионов, где была проведена соответствующая реформа. В 2014 году, через три дня после принятия закона о реформе местного самоуправления, в области моментально был принят закон, по которому вся исполнительная власть в городах была передана сити-менеджерам. Прямые выборы глав муниципальных образований были практически везде отменены. Сити-менеджеры либо назначаются, либо избираются комиссиями депутатов, что на практике означает то же назначение. В результате, если, с одной стороны, можно было ожидать повышения профессионализма таких отбираемых руководителей, то с другой — вся ответственность за распределение бюджетов была возложена на невыборном человеке — назначенце губернатора. Ранее в Подмосковье были сильны позиции именно избранных мэров. Теперь система управления жестко централизована. Аналогичные процессы прошли по всей стране.
Однако, согласно проведенному еще до пандемии исследованию Центра перспективных управленческих решений (ЦПУР), встраивание муниципалитетов в вертикаль власти не привело к более эффективному управлению ими. Муниципалитеты лишились автономии, но при этом стали больше экономить на образовании, здравоохранении и ЖКХ. Та часть доходов муниципалитетов, которая зависит скорее от качества менеджмента, при смене модели на «назначаемого мэра» вообще не возросла. Не наблюдается улучшения и в области управления финансами: уровень кредиторской задолженности не уменьшился в муниципалитетах, перешедших на услуги сити-менеджеров. Правда, в том же исследовании было отмечено снижение числа конфликтов по линии — мэр-губернатор. На примере судьбы главы подмосковной Лобни мы видим, что и такое происходит далеко не всегда. При этом главным инструментом в таких конфликтах выступают следователи, а не избиратели.