Минфин: повышать ставку на прибыль планируется исключительно в качестве наказания
Лента новостей
В министерстве изучают варианты стимулирования бизнеса инвестировать в России, а не за рубежом. Одна из идей — повысить налог на прибыль для тех, кто злоупотребляет выводом денег за границу
Обновлено в 13:35
Минфин изучает варианты повышения налога на прибыль с 20% до 25-30% для бизнеса, который злоупотребляет выводом прибыли за рубеж. Об этом Forbes рассказал замглавы ведомства Алексей Сазанов.
По словам замминстра финансов, повышать ставку на прибыль до 25-30% планируется в исключительных случаях в качестве наказания, чтобы заставить компании инвестировать внутри России. Такое решение — один из вариантов, другие чиновник не назвал. При этом Сазанов подчеркнул, что у властей нет задачи повысить налоги на прибыль для всех. Сами по себе дивидендные выплаты он охарактеризовал как «нормальную практику для бизнеса, которую нельзя ограничивать».
«Но бывают вопиющие злоупотребления, очевидные для всех», — добавил замминистра финансов и сказал, что «не будет называть примеры, чтобы никого не обижать». Перед Минфином стоит задача, с одной стороны, отсечь явные злоупотребления, приводящие к выкачиванию ресурсов из экономики, а с другой — не нарушить интересы инвесторов, которые ждут свои дивиденды. Пока обсуждение идет на уровне идеи, и в правительстве попытаются найти золотую середину.
Главный вопрос в определении размера выплат, то есть «разумных значений» дивидендов, после которого правительство начнет применять налоговые санкции. Предполагается, что на конкретные параметры Минфин выйдет к концу лета. Предварительно речь будет идти о соотношении дивидендных выплат по акциям к уровню капитала компании.
В апреле в послании Федеральному собранию президент России Владимир Путин сказал: «Кто-то выводит дивиденды, а кто-то вкладывает в развитие своих предприятий. Будем поощрять, конечно, тех, кто вкладывает». Позднее премьер-министр Михаил Мишустин пояснил, что среди мер подразумеваются не только поощрения, пообещав бизнесу введение прогрессивной ставки налога на прибыль. Комментирует президент компании «Московские партнеры», профессор ВШЭ Евгений Коган.
Евгений Коган президент компании «Московские партнеры» «Идея еще пощипать бизнес вполне разумна, потому что в России это нормальная народная традиция. Во-первых, она была, есть и будет. Во-вторых, государство четко задает приоритеты. Государство говорит: мы хотим, чтобы вы инвестировали, а не выводили все дивидендами. Это не новость. Особенно неприятно государству, когда дивиденды уходят за границу, а не вкладываются в России. Все абсолютно логично с точки зрения интересов государства. Приоритеты заданы, но иногда методы кнута неплохо бы совмещать с методами пряника. Дело в том, что многие российские корпорации действительно любят платить высокие дивиденды. В чем основная проблема того, почему платят высокие дивиденды? Потому что не видят смысла вкладывать в другое, считают, что так будет эффективнее. Когда бизнес платит высокие дивиденды? Когда не уверен в будущем. Дайте возможность людям почувствовать уверенность в завтрашнем дне и увидите, что тут же пойдут инвестиции. Вот и все».
Такие решения приводят обычно к обратному эффекту. Инвесторы не будут вкладывать деньги в России, а просто будут уходить из нее, считает партнер Paragon Advice Group Александр Захаров.
— Вынося такие идеи на обсуждение, нечего ожидать, кроме бегства капитала инвесторов.
— О каких злоупотреблениях может идти речь?
— Мне сложно предположить, что значит злоупотребление по Сазанову, и что значит быть потенциальным злоупотреблением для изменений в законодательстве, поскольку вывод и выплата дивидендов считаются обязательством конкретных компаний перед их акционерами. Если говорить о ситуации, когда акционеры забирают через дивиденды соответствующий капитал в ответ на их инвестиции, в то же время не соблюдают требования природопользования, наносят ущерб природе. Самое главное злоупотребление, о котором может идти речь, — это когда дивиденды направляются, такое количество финансов, а компания стоит с вытянутой рукой к российскому бюджету и просит помочь как пострадавшей. Когда такая ситуация и дивиденды выплачиваются за рубеж, наверное, тогда может идти речь о присутствии мотива у акционеров к злоупотреблению своим положением. Но злоупотребление положением — это не преступление и не нарушение законодательства. В этой связи ничего хорошего сказать нельзя, потому что любой иностранный инвестор, который заходит в Россию, скажет: какая моя вина в том, что я хочу заработать? То есть Россия вводит новые правила. Если у тебя есть лишний капитал, то именно государство должно предопределить его дальнейшую судьбу. Мы отходим от такого классического капитализма и возвращаемся в историю, связанную с плановой экономикой, когда государство определяет твое место, во-первых, не только в обществе, но даже, если ты успешный инвестор, какую часть своего богатства ты должен похоронить на благо общества.
По данным источников Forbes, обсуждаются еще несколько идей стимулирования бизнеса инвестировать в России. В числе вариантов — повышение ставки налога на прибыль для всех, но делать налоговый вычет для тех, кто инвестирует. Другая идея — взаимодействие по принципу работы Фонда фондов: его участники должны вложить в него 10 млрд рублей, столько же вложит государство, а фонд будет инвестировать в выбранные проекты.