В Минприроды опровергли информацию об ограничениях для граждан по сбору грибов, ягод и березового сока
Лента новостей
Такая информация ранее появилась в СМИ. Однако ограничения касаются тех, кто собирает дары леса не для себя, а на продажу. Но как это будут контролировать?
В лесах появились грибы, и СМИ вспомнили о приказе Минприроды, который начал действовать с начала года, — «Об утверждении правил заготовки пищевых лесных ресурсов и сбора лекарственных растений». В нем указано, что сбор грибов, ягод, орехов и других даров леса может проводиться на арендованных разрешенных участках леса. И обыватели решили, что им теперь путь в лес по грибы заказан. На самом деле речь идет не о рядовых гражданах с лукошками, а о тех, кто заготавливает дары леса на продажу, пояснили в ведомстве.
Впрочем, правила аренды действовали для них и раньше. Другое дело, что мало кто их соблюдал, говорит координатор лесной программы Центра охраны дикой природы Михаил Карпачевский:
Михаил Карпачевский координатор лесной программы Центра охраны дикой природы «В общем, это не работало, потому что фактически для того, чтобы оформить договор аренды на участок леса, где проводился сбор грибов, необходимо довольно много бумажек собрать. С другой стороны, просто весь бизнес был выстроен таким образом, что фактически сбором грибов занимались частные люди. Формально собирали для собственных нужд, потому что никто их не контролировал. А компания-скупщик у отдельных этих сборщиков грибов скупала грибы и их перерабатывала. Вот эти переработчики, по идее, должны контролироваться на предмет того, откуда они берут сырье для производства своей продукции».
Контролировать, кто и с какой целью ходит по лесу, сейчас сложно — практически нет наземной лесной охраны. И уж тем более измерять шляпки собранных грибов — разрешенные размеры определяет каждый регион. Минприроды, правда, поспешило успокоить: стандарты по размерам устанавливают редко, повсеместно никто с линейкой ходить не будет. А вот за сбор грибов с токсическим и наркотическим действием грозит штраф в десятки тысяч рублей или до десяти лет лишения свободы.
Конечно, сбор даров леса в промышленных масштабах может нанести непоправимый вред экосистеме, если никак его не контролировать. Но пока специалисты не видят принятия эффективных мер. Аренда — не выход. Ведь лес — это не плантация, где урожай гарантирован. Участок, богатый грибами в прошлом году, в этом может быть пустым. Да и березовый сок собирается в короткое время — пока идет движение сока в деревьях, смысла арендовать участок на год нет никакого. К тому же участок должен быть старый, а лесничества искать их не заинтересованы, говорит директор фермерского хозяйства «Фестиваль березового сока» Алексей Грибин.
Алексей Грибин директор фермерского хозяйства «Фестиваль березового сока» «Как и сказано в законе, за пять лет до рубки таких лесов надо их специально выделять. Те люди, которые в лесных хозяйствах работают, не очень заинтересованы этим заниматься. Проще даже найти частный лес. Вы находите лес, который вас потенциально интересует, и если вы не знаете лес, вы обращаетесь в участковое лесничество и спрашиваете, есть ли у них такие участки, которые могут быть выделены. 99% вам скажут, что таких участков нет. У нас уже около 30 лет зарастают сельскохозяйственные земли березой по всей России. И самая простая схема — это найти участок, уже заросший березой. Это просто будет ваш участок в собственности или вы договоритесь с хозяином этого участка и будете там добывать сок. Вы не будете связаны с лесничеством, это будут не земли лесного фонда».
Если где и есть строгий подход, то при сборе кедрового ореха. Но там большая часть урожая идет на экспорт, а потому с документацией все должно быть в порядке, иначе таможня не пропустит.