16+
Понедельник, 4 ноября 2024
  • BRENT $ 75.04 / ₽ 7320
  • RTS837.81
30 апреля 2021, 09:53 Компании

Очередное совещание у первого вице-премьера Белоусова по вопросу мониторинга цен — и новые идеи госрегулирования

Лента новостей

Минсельхоз по итогам совещания уже предложил временно запретить экспорт гречки. Обсуждался и металл

Фото: Владимир Смирнов/ТАСС

С гречкой, кажется, уже почти все решено. Цены на популярную крупу действительно повышаются, но рост небольшой — порядка 10%, или примерно десять рублей в стоимости пачки. А вот производители, если им запретят экспорт, потеряют миллионы.

Сейчас хорошая мировая конъюнктура, время, когда аграрии могут хорошо заработать. Но они могут потерять не только текущую прибыль, но и рынки. Мнение руководителя крестьянско-фермерского хозяйства «Фазлыев» Раиля Фазлыева.

Раиль Фазлыев руководитель крестьянско-фермерского хозяйства «Фазлыев» «Они всегда говорили, что все будет регулировать рынок. Рынок начал регулировать. Один год 6 рублей стоит, один год — 40 рублей стоит. Просто не будут сеять гречку и все, а это просто игра на публику, душат они сельхозпроизводителя».

С ценами на металлы пока только идеи. Одна из них — создание госрезерва металлургической продукции по аналогии с зерном, которое государство закупает при низких ценах, а когда они растут — продает. Идея закупать металл участников рынка и тех, кто за ним следит, не вдохновила — по нескольким причинам. В отличие от зерна и топлива металлургическая продукция — это сотни наименований. Их стоимость не определяется на бирже. Непонятно, что конкретно планируется закупать, по каким ценам и где будут хранить, перечисляет директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА Илья Макаров.

Илья Макаров директор группы корпоративных рейтингов агентства АКРА «Мера не совсем понятная, наверное, сырая. Для государства будет очень дорого создавать какие-то хранилища по всей стране, где будет храниться эта металлургическая продукция. И за счет кого все это будет закупаться, где это будет храниться? Номенклатура-то большая. Всю линейку металлургической продукции не закупишь и не будешь же хранить. Странно, конечно, смотреть только на рост цен, когда бывают годы очень сильных провалов в ценах на металлургическую продукцию, но при этом никто не поднимает никакого вопроса по поводу того, что цены падают».

Закупки в госрезерв при отсутствии рыночной формулы цены и номенклатуры, а также ответственности за сохранность и будущую реализацию потенциально чреваты и уголовными делами, под которые чиновники госрезерва, кстати, попадали не раз. О госрегулировании цен на металл государство задумалось после того, как стоимость продукции резко выросла — по данным правительства, на 30%. А сейчас в планах властей большие стройки, которые могут подорожать из-за цен на металл.

Металлурги предложили прямые закупки по сниженным ценам. Эту идею в комиссии Белоусова поддержали, но, видимо, сочли, что этого мало. В ходу теперь термин «сверхдоходы», которым оправдывают попытки перекроить рынок. А заодно — чтобы чужие доходы не кололи глаз, в нашей практике этого еще никто не отменял. Для капиталоемкой металлургической отрасли такое вмешательство может отозваться большими проблемами в недалеком будущем, говорит аналитик АО «Финам» Алексей Калачев.

Алексей Калачев аналитик АО «Финам» «Отрасль как раз попала в очень удачный момент, потому что основная часть предыдущей модернизации уже осуществлена и самое время получать отдачу в благоприятный момент. Причем буквально через несколько лет возникнет задача новой модернизации, потому что происходит энергопереход. Это неизбежно, и придется очень многое опять перестраивать и очень много инвестировать. И в этот промежуток государство хочет еще и наложить здесь свою лапу в виде повышения налогообложения, в виде претензий ФАС по поводу высоких цен. Как будто компании определяют эти цены».

Что сельхозпредприятия, что металлургические — по большей части частные. И у них есть не только крупные, но и сотни тысяч мелких акционеров. Сегодня в стране 10 млн человек стали частными инвесторами тех компаний, которым государство предлагает инвестировать больше, а акционерам — платить меньше, поделившись прибылью с неэффективными господрядчиками. Вкладывая, такие инвесторы смотрят на прогнозы, на показатели, на конъюнктуру, стремясь направить деньги туда, где они принесут прибыль. Если курс на регулирование цен и изъятие прибыли возобладает, то в результате деньги будут отобраны у этих 10 млн мелких инвесторов. Те, кто должен был заработать прибыль, ее не заработают.

То же самое касается аграриев. Они вкладывают личные деньги в покупку семян за те самые подорожавшие доллары, в посевы, для того чтобы заработать. Не заработают. Это не только понизит их уровень жизни, но и лишит мотивации вкладывать именно в то, что должно приносить прибыль. И как бы не пришлось потом дотировать производство той же гречки из тех же невыплаченных дивидендов.

И, в общем-то, ничего нового не происходит — вечные качели между обществом и государством по величине налоговой нагрузки. Между остальными чиновниками и Минфином по отсечению денег для казначейства. А на более раннем этапе госрегулирование — это еще и сборы, штрафы, пошлины, тарифы, отчисления в фонды.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию