Новый удар по AstraZeneca и европейской прививочной кампании в целом
Лента новостей
Германия запретила применение шведско-британской вакцины для пациентов младше 60 лет из-за редких случаев тромбоза, пишет Bloomberg. По умолчанию препарат становится вакциной для пожилых людей
Обновлено в 20:14
Когда после череды мораториев на применение вакцины AstraZeneca в Европе и ряде стран за ее пределами европейский регулятор в итоге признал препарат безопасным и эффективным, все вроде бы выдохнули. Некогда самая перспективная и до сих пор самая популярная по объему закупочных контрактов вакцина вернулась в прививочные пункты.
Теперь же Германия (а днем ранее и Канада), запрещают вакцинацию AstraZeneca для людей допенсионного возраста — Берлин поставил отсечку на уровне 60 лет, Оттава — на 55 годах. Причина — все те же редкие случаи тромбозов, которые вроде бы образуются то ли у людей с еще более редкими заболеваниями, связанными с коагуляцией крови, то ли вообще у любого привитого.
Часть наблюдателей видит в этом намеренный удар по компании — то ли в отместку за задержки в поставках в Евросоюз, то ли из-за лоббизма конкурентов. Мнение озвучивает профессор Сколковского института науки и технологий Дмитрий Кулиш.
Дмитрий Кулиш профессор Сколковского института науки и технологий «Идет яростная и циничная война против AstraZeneca и, конечно же, я обвиняю в этой войне Pfizer. Но поскольку фактов у меня нет, то это мои обвинения голословны. Но кому еще? Мировая общественность не заметила, но самый страшный удар по AstraZeneca нанесен вовсе не в Европе, а в Индии, где закрыли крупнейшего производителя вакцины AstraZeneca, который производит 3 млн в день. Закрыли 3 млн в день, которые расходились по всему миру и спасали жизни, чтобы, не дай бог, не украсть пациентов у Pfizer. Я уверен, что AstraZeneca оклемается, но, конечно, раны нанесенные большие».
Как указывает немецкий аналог Роспотребнадзора, Институт Пола Эрлиха, к 29 марта власти страны получили 31 отчет о случаях тромбоза у вакцинированных немцев. Почти все случаи приходятся на женщин в возрасте от 20 до 63 лет, девять пациентов в результате скончались. Какой это процент среди общего числа привитых не указывается, насколько частота инцидентов отличается от средней по популяции также не говорится.
Тем не менее сначала ряд госпиталей в Берлине, в том числе известная россиянам клиника Charite, затем ряд федеральных земель, а потом и вся Германия приостановили применение вакцины для людей до 60 лет. Пациенты старше могут получать вакцину, судя по всему, потому, что для них риск смерти от коронавируса существенно выше, чем для более молодого населения. Продолжает политолог из Германии Александр Рар.
Александр Рар журналист, политолог «AstraZeneca проваливается полностью в глазах немцев. Я думаю, это уже непоправимый удар по этому лекарству. Заменить AstraZeneca? Конечно, сейчас заменяют Pfizer, но Pfizer в недостаточном количестве в Европе. Я уже знаю, что и восточноевропейцы жалуется на немцев, говорят: «А где обещанная вакцина?» Ну, не хватает! Теперь вместо того, чтобы закупать или в срочном порядке привлекать «Спутник», тут, к сожалению, особенно со стороны Франции и, конечно, Восточной Европы, прибалтийцев, идет отказ. Просто политический отказ от «Спутника», чтобы не усиливать позиции России в Европе. Это безумие. А сейчас выясняется, что в больших объемах просто вакцинации не произошло ни в Германии, ни вообще в Европе. В Англии — да, в Америке — да, в Израиле — да, в Саудовской Аравии — да, во многих странах. А в Европе — нет, потому что, опять-таки, Европа застряла в своем бюрократизме и политических играх».
AstraZeneca — основной поставщик вакцины для Евросоюза. Летом прошлого года Брюссель сначала отказался закупать вакцину у Pfizer из-за ее стоимости, а потом согласился, но уже образовалась очередь — так что первые крупные поставки препарата запланированы на второй квартал, а львиная доля — на второе полугодие.
Ограничения на применение вакцины в Германии пока вводятся временно, но имеют шансы стать политикой всего Евросоюза. В принципе, это открывает некоторые возможности для «Спутника V» — российская вакцина тоже создана на аденовирусной основе, ее даже можно производить на тех же предприятиях. Хотя загадывать пока рано, комментирует управляющий партнер и генеральный директор Unicorn Capital Partners Алексей Виноградов.
Алексей Виноградов управляющий партнер и генеральный директор Unicorn Capital Partners «Я думаю, несложно, да. Ну там вопрос в валидации процесса. Контроль и качества, все стандарты предприятия. В общем, это та же технология, действительно, это несложно. Но практически это зависит от желания соответствующих покупателей платить за вакцину «Спутник». ВОЗ ее так и не признал пока, Европейское медицинское агентство тоже. Так что, наверное, если ЕМА признает, интерес повысится».
Хотя у «Спутника» в Европе появляются и новые конкуренты. Как сообщает AFP, бельгийская Janssen, дочка американской Johnson & Johnson, поставит в ЕС первую партию своей однокомпонентной вакцины уже 19 апреля. Всего Брюссель заключил с компанией контракт на поставку 200 млн доз вакцины с возможностью расширения до 400 млн — этого хватит на 90% населения ЕС. Правда, препарат демонстрирует лишь 72% эффективности.