«Тромбовый скандал» вокруг AstraZeneca
Лента новостей
Вслед за семью странами Европы применение препарата приостановили в Таиланде. Это временные трудности для компании или начало краха шведско-британского препарата?
Препарат с труднопроизносимым названием AZD1222, больше известный как «прививка AstraZeneca», некогда считался самой перспективной вакциной от коронавируса. На заре пандемии Оксфордский университет одним из первых перешел к клиническим испытаниям разработки, а шведско-британский фармацевтический гигант весь год оставался лидером по объему заключенных контрактов на поставку вакцины.
А теперь — «тромбовый скандал». Сперва в Австрии, а затем в ряде других стран ЕС появляются сообщения о нарушении коагуляции крови у отдельных вакцинированных, есть информация о летальных исходах. Прямой связи с прививкой не установлено, но Дания, Норвегия, Исландия, Болгария, Литва, Латвия, Эстония, Люксембург и Таиланд приостанавливают применение вакцины от AstraZeneca полностью, а в Австрии и Италии выводят из оборота конкретную партию препарата.
Радиостанция Business FM спросила жителей Евросоюза об их отношении к ситуации. Гид из Италии Светлана Серединская отмечает, что новости о возможном тромбозе мало повлияли на отношение итальянцев к вакцине:
Светлана Серединская гид из Италии «Случаи, которые были в Италии, — это всего два-три случая на Сицилии. И все они произошли после вакцинации из одной партии, из одной коробки, так скажем. Выступали по телевизору медики, сказали, чтобы никто не переживал. Но, в принципе, паники никакой нет. Я поспрашивала своих знакомых — все спокойно ждут своей очереди на вакцинацию, потому что понятно, что она идет достаточно медленно. Многие прямо ждут и хотят привиться».
Гид из Греции Никос Леонов вакцинироваться вообще не хочет:
— Новости [о побочных эффектах] у нас не сильно афишируют.
— То есть люди активно прививаются и именно AstraZeneca?
— Привит приблизительно миллион человек на данный момент, но поставки пока что прекращены, ощущается нехватка вакцин. Насчет активности — никто из моего окружения не собирается прививаться, в том числе и я. Я противник этих всех вакцин, тем более очень много споров по поводу этого препарата. У меня мама в возрасте, нам СМС присылают, назначают даты, но я не собираюсь отпускать маму под эту вакцину. Я сейчас на святой горе Афон, разговариваю с монахами, никто не собирается вакцинироваться, не хотят, и все. Если уже пойдет дело, что нужно прививаться, то точно не AstraZeneca.
Редактор издания Bivol, житель Франции Атанас Чобанов говорит, что уже вакцинировался первой дозой препарата от AstraZeneca:
Атанас Чобанов редактор издания Bivol «Франция его не запрещала. Это какая-то истерия, по-моему. Не доказано, что вакцина вызывает тромбоз, столько миллионов вакцинировано. Я жду вторую дозу. Надеюсь, не запретят, раз первую получил. В моем кругу люди образованные, разумные — все прививаются».
Неудачи начались еще осенью, когда AstraZeneca представила противоречивые результаты третьей фазы испытаний — одна группа показала эффективность в 90%, а другая всего в 62%. Затем начались перетягивания каната по поводу очередности поставок. Сделки компания заключить успела, но производственных возможностей не хватало — и покупатели начали предъявлять претензии. Например, Евросоюз зимой ввел требование о лицензировании экспорта вакцин, произведенных на территории ЕС: мол, почему перед Лондоном компания исполняет все обязательства, а Брюссель оказался в конце очереди. В начале марта Еврокомиссия по запросу Италии даже заблокировала поставку крупной партии вакцины в Австралию — дескать, у них есть свой завод AstraZeneca, пусть там производят.
Может ли оказаться, что «тромбовый скандал» станет для компании последней каплей? Комментирует директор по развитию аналитической компании RNC-pharma Николай Беспалов:
Николай Беспалов директор по развитию аналитической компании RNC-pharma «Говорить о том, что компания понесет какие-то серьезные потери в результате этого инцидента, пока преждевременно. С достаточно большой долей вероятности текущие проблемы связаны не со свойствами самого препарата, а с какими-то проблемами производственного цикла или хранения, транспортировки препарата и так далее. Препарат действительно оказался, наверное, не таким, каким он должен был быть, и достаточно далеким от идеального представления о продукте. Но это не значит, что препарат невозможно будет использовать. Сейчас в Европе очень серьезная ситуация, если не сказать критическая, заболеваемость растет. В принципе, уже можно говорить о фактическом старте третьей волны заболевания. И поскольку вакцины для всех не хватает, отказываться от одного из препаратов просто по меньшей мере неразумно. Но здесь, конечно, нужно разобраться в отношении безопасности».
Несмотря на волну профилактических мораториев на применение вакцины, причин связывать нарушения коагуляции с применением вакцины от AstraZeneca пока нет. Как указывает европейский регулятор EMA, частота тромбозов среди вакцинированных не превышает среднего показателя по популяции — и это притом, что прививку делают в первую очередь пожилым европейцам. Великобритания, Франция, Австралия, Канада и Мексика заявили, что будут продолжать применять эту вакцину.