Можно ли назвать самокат транспортом года?
Лента новостей
Они заполонили столичные улицы. Они делают жизнь тех, кто на них ездит, быстрее и удобнее. А тех, у кого их нет, зачастую раздражают. В чем секрет успеха самоката и каковы его перспективы в Москве?
Электросамокат — самый простой для освоения транспорт. На нем не надо балансировать. Его средняя скорость — 25-30 километров в час, примерно в полтора раза быстрее гироскутера. Его можно складывать, перевозить в общественном транспорте, не надо платить за парковку. И если раньше самокат был скорее средством развлечения и на такие изделия обращали внимание только студенты и школьники, то сейчас на них ездит даже творческая интеллигенция. Например, худрук Театра на Малой Бронной Константин Богомолов, о чем он рассказывал в интервью Business FM.
Константин Богомолов режиссер, художественный руководитель Театра на Малой Бронной «У меня самокат, на котором я перемещаюсь по городу. Доезжаю на такси до какого-то места, где уже пробка образовывается, вытаскиваю из багажника самокат, рюкзак за спину — и доезжаю до места работы. Например, здесь прекрасно по городу можно от Бронной до МХАТа, до кафе, где назначена встреча, до департамента культуры Москвы переместиться на самокате».
В сериале Бондарчука «Псих», где Богомолов играет главного героя, его персонаж тоже повсюду передвигается на самокате. Художник-аниматор, креативный продюсер по короткому метру студии «Союзмультфильм» Михаил Алдашин уже пять лет ездит по центру на самокате. Его модель стоит около 40 тысяч. По инструкциям на самокате нельзя передвигаться зимой. В метель, в глубоком снегу он действительно не проедет. А вот на утоптанном — вполне, главное — иметь сноровку, говорит Михаил Алдашин.
Михаил Алдашин художник-аниматор, креативный продюсер по короткому метру студии «Союзмультфильм» «Он тяжелый, но чем мощнее самокат, тем он тяжелее, это естественно. Там и батарея тяжелее. Я вижу, что очень много самокатов по Тверской ездят туда-сюда: и парочки, и арендованные, и собственные, и механические, и дети на самокатах. Но даже когда сухо, надо быть очень осторожным».
В центре Москвы в пределах Садового много велодорожек, но некоторые из них обрываются на полпути и не образуют связных маршрутов. В спальных районах ситуация неоднородная: где-то дорожек много, а где-то инфраструктуры нет вовсе, рассказывает Михаил Алдашин.
«Даже на велосипедных дорожках все равно есть ямы, перепады. Начинают копать и не ставят ограждения. Я один раз ехал там, где асфальт содрали с дороги, не заметил и чуть не упал. В этом смысле в Японии просто идеально сделано. Я сужу по Киото. В Берлине был, там просто отличные велодорожки, они есть везде. Пешеходам запрещено по ним ходить, а у нас пешеходы считают, что это нормально. Я еду по Никитской — идут развернутой шеренгой и вообще видали они эту разметку. Там сделали хорошую дорожку, можно от Никитских ворот до Кремля просто дунуть без остановки, но народ игнорирует. Пешеходы очень «любят» тех, кто ездит на самокатах, некоторые даже пихаются локтями. Или автомобилисты вдруг сигналят».
Осенью 2020-го Минтранс подготовил ряд поправок в ПДД об условиях передвижения средств индивидуальной мобильности, в том числе самокатов. В поправках все средства, включая самокаты, не признаются транспортными, хотя в развитых странах мира они ими считаются. Подростки старше 14 лет и взрослые должны ездить по велодорожкам и тротуарам. Скорость передвижения не может превышать 20 километров в час.
Председатель движения «Союз пешеходов» Владимир Соколов говорил Business FM, что такие правила, скорее всего, не повысят безопасность дорожного движения.
Владимир Соколов председатель движения «Союз пешеходов» «Электросамокат по своим техническим характеристикам с мощностью двигателя более 250 ватт является мопедом, при этом водитель мопеда имеет номер, предусмотрена ответственность, если он наехал на пешехода или нанес вред имуществу, водителю, а лицо, которое управляет средством индивидуальной мобильности, ни за что не отвечает. В 2019 году только электросамокаты совершили 140 наездов на пешеходов, не знаю, с какими последствиями. Никаких исследований не было проведено: ни краш-тестов, ни исследований остановочного пути. А мы провели. Выяснилось: чтобы остановиться на скорости 20 километров в час, нужно проехать или самокатом, или велосипедом 6,5-8,5 метра. Кроме того, ограничение 20 километров в час: мало того, что это опасная скорость, но ее еще и невозможно контролировать. Совершенно нереализуемое ограничение скорости, которое невозможно замерить ни водителю, ни полицейскому».
Но более четкие правила в любом случае нужны, поскольку самокатов на улицах с каждым годом все больше. Они популярны среди курьеров. Есть даже сервис по доставке продуктов «Самокат». Вообще, компания была основана в Петербурге в 2018 году под брендом «Магазинчик», а в 2019-м была переименована и тогда же пришла в Москву, рассказывает совладелец и основатель сервиса «Самокат» Вячеслав Бочаров.
Вячеслав Бочаров основатель, совладелец сервиса «Самокат» «Назвали мы наш сервис не потому, что мы использовали самокат. Это же про другое. Это про то, что само по себе слово «самокат» несет в себе какие-то ассоциации. Первая ассоциация — это легко, быстро, очень просто, доступно. Пытались использовать несколько видов транспорта. Например, электрические самокаты или гироскутеры. Но оказалось, что на гироскутере с рюкзаком не очень удобно ехать. Начали пробовать электросамокаты, дожили до зимы — и привет. Но вообще, курьеры в теплое время пользовались ими очень охотно. Признаться честно, пока не знаю ни одну службу доставки или какой-то сервис, доставляющий через курьеров, которые бы активно закупали именно самокаты как базовые средства передвижения. Экономически целесообразно. Вопрос — какая модель».
Около 10-15% всех самокатов в Москве — арендные. Первый крупный шеринг появился в столице в мае 2018-го. Сейчас количество прокатных самокатов в городе приближается к 10 тысячам. Компаний все больше, самые крупные игроки — Whoosh, Urent, «Карусель» и Lite. Каждый оперирует в определенных районах. Стоимость разблокировки самоката у всех одинаковая — 50 рублей, а дальше используют динамические тарифы. Когда спрос маленький — днем в будни в сезон — от четырех рублей за минуту. Вечером или в выходные доходит до восьми-девяти рублей за минуту. В 2020-м, хотя сезон из-за локдауна стартовал позже, все показатели превзошли ожидания, говорит сооснователь шеринга электросамокатов Lite Борис Голиков.
— «Яндекс» публикует популярные запросы по году. Если слово «каршеринг» было очень популярно в 2018 году, то я предполагаю, что в следующем году популярное слово в транспорте будет «кикшеринг», то есть шеринг электросамокатов. В среднем на самокате делается порядка пяти-шести аренд в сутки.
— Кто основные клиенты?
— Сейчас это скорее мужчины от 18 до 30 лет. Мы пока больше видим сценарий использования как средства все-таки не передвижения, а именно развлечения. Но мы абсолютно уверены, что в будущем увидим совершенно другие сценарии использования, а именно закрытие последней мили, когда человек использует самокат как транспорт. Самокаты у нас работают не по модели free-float, когда ты можешь где угодно его оставить, а мы должны использовать городские велопарковки для начала и окончания аренды. Это очень правильно: город избегает большого скопления самокатов.
Станет ли Москва мировым лидером кикшеринга — пока вопрос. В прошлом году настоящий бум по аренде самокатов случился в Польше: сервис охватил 19 городов. В стране появилось не только много местных игроков, но и такие крупные компании, как Bird и Lime.
Этот материал доступен в виде подкаста. Подписывайтесь на «Тренды и бренды от Business FM».