Басманный суд озадачил защиту братьев Магомедовых
Лента новостей
Начался процесс по громкому делу главы группы «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова, а также еще пяти фигурантов. «Почему дело здесь, мы понятия не имеем», — призналась Business FM защитница главного обвиняемого Виктория Цилюрик. Адвокаты намерены поставить вопрос о неподсудности дела Басманному суду
В Басманном суде Москвы стартовало предварительное слушание по уголовному делу совладельца группы компаний «Сумма» миллиардера Зиявудина Магомедова, а также его старшего брата Магомеда Магомедова и четырех предполагаемых соучастников, обвиняемых в хищениях на сумму 11 млрд рублей. Прокуратура попросила продлить срок ареста фигурантам на шесть месяцев — до 13 мая 2021 года. Защита в свою очередь призвала суд обвинению отказать и освободить из СИЗО бизнесменов, которые находятся под стражей уже свыше двух с половиной лет.
С самого начала предполагалось, что из-за большого количества участников процесса (в суд были доставлены шестеро обвиняемых, приехали 13 адвокатов, два прокурора и двое представителей потерпевших) подготовительное заседание растянется на несколько дней. Одним из первых вопросов, поднятых на закрытом слушании, стало дальнейшее нахождение предпринимателей под стражей. Прокуроры просили оставить всех подсудимых в СИЗО еще на полгода, мотивируя это стандартными доводами о том, что подсудимые могут скрыться или воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Глава группы «Сумма» миллиардер Зиявудин Магомедов и его старший брат Магомед Магомедов, а также экс-глава «Интэкс» Артур Максидов были арестованы в марте 2018 года и заключены в «Лефортово». Также под стражей находятся гендиректор Объединенной зерновой компании (ОЗК) Сергей Поляков, начальник департамента сопровождения бизнеса АО «ОЗК» Роман Грибанов и гендиректор ООО «Энергия-М» Юрий Петров. Их действия МВД квалифицировало как мошенничество, растрату и организацию преступного сообщества (ч. 4 ст. 159, ч. 4 ст. 160 и ч. 1 ст. 210 УК РФ). Ущерб следствие оценило в 11 млрд рублей.
Двенадцать эпизодов
Братьям Магомедовым вменили девять эпизодов хищений путем мошенничества (ст. 159 УК РФ), один — растраты (ч. 4 ст. 159 УК РФ), один эпизод организации преступного сообщества (ст. 210), а Магомеду Магомедову — еще и незаконный оборот оружия (ст. 222 УК РФ). Основные эпизоды связаны со строительством стадиона «Арена Балтика» и аэропорта «Храброво» в Калининграде, с намывом участка в 16 гектаров у Крестовского острова в Санкт-Петербурге, с хищением у Федеральной сетевой компании, а также реализацией инвестконтракта по строительству ветки железной дороги Кызыл — Курагино.
Свою вину фигуранты на следствии не признали. Они считают, что МВД криминализировало гражданско-правовые отношения.
На процесс всех доставили лично. Несмотря на эпидемиологическую обстановку, подсудимые были без масок. Соблюдать социальную дистанцию они не могли: клетка с трудом вместила всех обвиняемых.
Оставить в СИЗО или отпустить?
Защита, в частности, упирала на то, что расследование дела завершено, поэтому обстоятельства, которые легли в основу их ареста, существенно изменились: все доказательства собраны, а свидетели допрошены, а потому уничтожить первые и оказать воздействие на вторых уже нельзя, даже если бы и было такое желание. Скрыться обвиняемые также не могут, поскольку из-за пандемии все границы закрыты, их российские и заграничные паспорта изъяты, активы арестованы, отмечали защитники.
Указывали адвокаты и на экономический характер дела, напоминая о том, что статья 108 Уголовно-процессуального кодекса запрещает арест фигурантов, если инкриминируемые преступления — в сфере предпринимательской деятельности. Адвокаты просили отменить арест и избрать обвиняемым любую иную меру пресечения, не связанную с лишением свободы, в том числе домашний арест.
Выступление 13 адвокатов растянулось на несколько часов. Они обратили внимание суда на то, что прокуроры полтора часа озвучивали материалы, положительно характеризующие подсудимых. Это нелогично и вовсе не подтверждает необходимость держать их в СИЗО, говорили они.
Выступили и фигуранты. Один из них, гендиректор ОЗК Сергей Поляков, в сердцах заметил, что супруга устала объяснять младшему сыну, что папа «находится в командировке на Луне», и подрастающий ребенок уже перестает в это верить.
К концу рабочего дня успели высказаться далеко не все подсудимые и их защитники. Процесс прервали до 26 ноября. Ожидается, что в этот день выступят братья Магомедовы и их адвокаты.
«Осколки» большого дела
Одним из следующих, центральных вопросов предварительного слушания станет возможность рассмотрения дела Басманным судом столицы. Защита намерена ходатайствовать о передаче дела по подсудности в Пресненский суд.
Именно туда ранее были направлены на рассмотрение два уголовных дела, выделенных в отдельное производство из масштабного расследования хищений, совершенных, по версии следствия, организованным преступным сообществом (ОПС) братьев Магомедовых. Речь идет о деле топ-менеджеров группы «Сумма» и «Глобалэлектросервиса» Александра Кабанова и Хачима Эристова, обвиняемых в хищениях на 850 млн рублей. Процесс над ними шел с осени 2019 года, а в октябре 2020 года суд вернул его прокурору из-за допущенных на следствии нарушений. Накануне, 23 ноября, Мосгорсуд отменил решение о доследовании и отправил дело в районную инстанцию на новое рассмотрение в ином составе суда. Фигуранты вину отрицают.
Непросто складывается и судьба дела единственного «досудебщика», признавшего вину бывшего топ-менеджера Объединенной зерновой компании (ОЗК) Тимура Бутова. Ему вменен эпизод, связанный с махинациями на сумму 20 млн долларов при выделении денег на закупку зерна через шотландскую компанию Newbay Investments LP. Ожидалось, что поступившее в суд в конце октября 2020 года дело будет заслушано в особом порядке, без исследования доказательств. Это позволяло Бутову, который дал показания против Магомедовых и Полякова, рассчитывать на меньший срок, не превышающий двух третей от максимально возможного. Однако Пресненский суд Москвы 10 ноября также вернул его на доследование. Это решение стороны обжаловали в Мосгорсуде.
Два суда на одно дело
Что касается основного дела — в отношении братьев Магомедовых и других, то, по словам защитников, они не понимают, почему оно оказалось в Басманном суде Москвы. «Ни одного основания, предусмотренного законом, для этого нет», — считает адвокат Зиявудина Магомедова Виктория Цилюрик. Она отметила, что дело передается в тот или иной суд по месту совершения наиболее тяжкого преступления, в данном случае организации преступного сообщества (ст. 210 УК РФ), или по месту совершения большинства эпизодов.
«Однако наибольшее количество эпизодов — два из девяти — были совершены на территории, подведомственной Пресненскому суду, как и наиболее тяжкий состав, — заявила Business FM защитница. — Почему дело здесь, мы понятия не имеем».
Если Басманный суд удовлетворит ходатайство защиты и направит дело в Пресненский суд Москвы, не исключено, что в дальнейшем дело братьев Магомедовых может быть объединено в одно производство с делом Кабанова и Эристова. Защита миллиардера придерживается позиции, согласно которой оно должно слушаться совместно для «объективности и справедливости».
Иная точка зрения у адвоката Кабанова Альберта Тлупова. Он считает, что объединение двух дел нарушит право его подзащитного на своевременное рассмотрение дела, ведь Кабанову и Эристову, по его словам, вменяется гораздо меньше эпизодов (четыре). «Мы бы хотели, чтобы по нашему делу как можно скорее было вынесено законное решение», — заявил Business FM Альберт Тлупов. Если же два дела объединят, процесс может растянуться на неопределенный срок, отметил адвокат. Весь этот период Кабанову и Эристову, лишь недавно покинувшим СИЗО, придется находиться под домашним арестом и ждать, пока суд рассмотрит другие эпизоды, вменяемые иным фигурантам.