16+
Четверг, 19 декабря 2024
  • BRENT $ 72.87 / ₽ 7490
  • RTS749.11
1 октября 2020, 19:22 Право

Первое дело «Суммы» не выдержало судебного следствия

Лента новостей

Суд вернул на доследование дело топ-менеджеров группы «Сумма» и «Глобалэлектросервиса» Александра Кабанова и Хачима Эристова. Один из фигурантов после почти трех лет пребывания в СИЗО вышел под домашний арест

Магомед и Зиявудин Магомедовы.
Магомед и Зиявудин Магомедовы. Фото: EPA/ТАСС

Пресненский суд Москвы вернул прокурору дело топ-менеджеров группы «Сумма» и «Глобалэлектросервиса» Александра Кабанова и Хачима Эристова. Оно является частью широкомасштабного расследования хищений, совершенных, по версии следствия, организованным преступным сообществом (ОПС) братьев Зиявудина и Магомеда Магомедовых. После почти года судебного разбирательство тройка судей не только пришла к выводу, что предъявленное фигурантам обвинение неконкретно, но и отпустила под домашний арест Кабанова, который провел в СИЗО два года и восемь месяцев.

Процесс над бывшим вице-президентом по финансам группы «Сумма» Александром Кабановым и экс-замгендиректора по капстроительству ОАО «Глобалэлектросервис» Хачимом Эристовым начался в ноябре 2019 года. Дело слушалось тройкой судей под председательством Елены Абрамовой, которая судила полковника МВД Дмитрия Захарченко, футболистов Александра Кокорина и Павла Мамаева, а также актера Михаила Ефремова. Подсудимым вменялся меньший объем обвинений, нежели по основному делу. К тому ж они были задержаны раньше, а потому их дело ушло в суд первым.

Предъявленное им обвинение касалось контрактов, заключенных Федеральной сетевой компанией Единой энергетической системы (ПАО «ФСК ЕЭС») с подрядчиком, ОАО «Глобалэлектросервис», в 2010–2011 годах на поставку оборудования при строительстве трех подстанций: «Василеостровская» в Санкт-Петербурге, «Майя» в Якутии и «Эльгауголь» в Новосибирской области. В большей степени речь шла о трансформаторах и распределительных системах и агрегатах.

Следствие утверждает, что за счет завышения стоимости поставляемой продукции фигуранты только на этих трех объектах причинили ФСК ЕЭС ущерб на сумму около 660 млн рублей. В целом ущерб по делу оценивается примерно в 850 млн рублей. Кабанову и Эристову вменили мошенничество в особо крупном размере и участие в ОПС с использованием служебного положения (ч. 4 ст. 159 и ч. 3 ст. 210 УК РФ). Первый находился под стражей, а второй под домашним арестом. Свою вину оба отрицали.

Как рассказала Business FM пресс-секретарь суда Лела Кокая, вопрос о возвращении дела прокурору с последующим его направлением на доследование коллегия судей подняла по собственной инициативе. Она пришла к выводу, что предъявленное фигурантам обвинение носит неконкретный характер и препятствует вынесению приговора.

Прокуратура и защита против возврата дела на доследование возражали. Адвокаты настаивали, что дело нужно довести до логического завершения и вынести подсудимым оправдательный приговор. Адвокат Альберт Тлупов в беседе с Business FM признал, что это был своеобразный тактический ход. «На протяжении всего процесса при каждом продлении подсудимым меры пресечения мы указывали нарушения, допущенные при расследовании, просили исключить доказательства», — рассказал адвокат.

По его словам, защита, в частности, ссылалась на то, что обвинительное дело Кабанова и Эристова отличается от обвинительного заключения братьев Магомедовых и других, хотя следствие полагает, что все входили в одно ОПС. «В конечном итоге суд истребовал обвинительное заключение из «большого» дела, сравнил с нашим и убедился, что защита права», — отметил адвокат.

По его мнению, в деле была допущена масса других нарушений. «Там не то что обвинение было неконкретным, там было полное вранье. Ни даты, ни объем обвинения не совпадали. На «белое» говорили «черное». Судьи оказались компетентными и захотели разобраться», — прокомментировал он принятое решение. При этом Альберт Тлупов приветствовал решение суда перевести его клиента Александра Кабанова под домашний арест. Тот пробыл под стражей два года и восемь месяцев, находясь в последнее время в СИЗО № 3 (бывшая пересыльная тюрьма на Красной Пресне).

Как стало известно Business FM, решение суда не устроило обвинение, которое намерено подать апелляционное представление. Прокуратура рассчитывает, что Мосгорсуд рассмотрит его до 12 ноября. Именно к этому времени должно быть направлено в суд основное дело в отношении шести фигурантов, предполагаемых организаторов ОПС — главы группы «Сумма» Зиявудина Магомедова и его старшего брата Магомеда Магомедова, а также бывшего руководителя входящей в холдинг компании «Интэкс» Артура Максидова, экс-гендиректора Объединенной зерновой компании (ОЗК) Сергея Полякова, начальника департамента сопровождения бизнеса АО «ОЗК» Романа Грибанова и гендиректора ООО «Энергия-М» Юрия Петрова.

Все они находятся под стражей. Им вменяется девять эпизодов хищения при строительстве различных объектов, а ущерб следствие оценивает в 11 млрд рублей. Свою вину подследственные отрицают, утверждая, что МВД криминализировало обычные гражданско-правовые отношения.

Расследование их дела было завершено в августе 2019 года. Больше года фигуранты знакомились с 721 томом дела. На днях Тверской суд Москвы по ходатайству Следственного департамента МВД ограничил процедуру до 7 октября, после чего дело будет направлено на утверждение в Генпрокуратуру.

Для адвоката главного фигуранта Зиявудина Магомедова Виктории Цилюрик решение о возврате дела Кабанова и Эристова прокурору стало неожиданным. «О нарушениях при расследовании этих двух дел защита говорила давным-давно, и тут ее вдруг услышали, — сказала она Business FM. — Поэтому мы рады, что суд, наконец, стал нас слушать и воспринимать».

Цилюрик не исключает, что в дальнейшем дело Кабанова и Эристова могут объединить с основным делом. Это может произойти как уже в суде, если решение о возврате дела прокурору отменит Мосгорсуд, так и на стадии следствия, если обвинительное заключение по основному делу не утвердят. «Как оно будет, пока никто не знает. Но логично было бы два дела объединить в целях экономии процессуального времени», — сказала адвокат. Она заметила, что если дела будут слушать раздельно, то одни и те же обстоятельства будут изучать разные судьи, а свидетелей придется вызывать на процессы дважды.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию