16+
Вторник, 26 ноября 2024
  • BRENT $ 73.13 / ₽ 7502
  • RTS768.11
16 сентября 2020, 21:20 Финансы

«Повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны»

Лента новостей

Минфин предложил резко повысить налоги для крупных промышленных компаний. По словам Силуанова, повышение налога на добычу полезных ископаемых позволит привлечь дополнительные средства в бюджет для борьбы с кризисом

Добыча железной руды.
Добыча железной руды. Фото: Донат Сорокин/ТАСС

После прошлых президентских выборов и повышения НДС власти в очередной раз пообещали: в течение ближайших шести лет налоги расти не будут. Правда, тогда никто не знал, что в 2020-м начнется пандемия, рухнут цены на нефть, экономику закроют на карантин, а дефицит бюджета составит 5% от ВВП, или примерно 5,5 трлн рублей.

Соответственно, властям нужно где-то эти деньги найти. Выходов несколько. Сократить бюджетные расходы. Одолжить деньги на рынке. Потратить средства из Фонда национального благосостояния. Или повысить налоги для бизнеса. Первый способ традиционно отметают. Второго недостаточно. Тратить деньги из кубышки власти предпочитают в последнюю очередь. И, кажется, даже не столько из экономических соображений, сколько из чисто психологических.

И поэтому решили прибегнуть к старому способу — изъять у бизнеса. Причем, как часто это бывает в России, решение секретное, без консультаций с деловым сообществом. Комментирует президент РСПП Александр Шохин.

Александр ШохинАлександр Шохин президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Для Минфина ФНБ, бюджетные правила и так далее — это священные коровы, которые считаются основой финансовой стабильности макроэкономической. Поэтому, учитывая, что и без этого государственный долг у нас растет по отношению к ВВП, хотя никаких «красных линий» он не переходил, в этих условиях надо действительно искать оптимальную траекторию, и в этой оптимальной траектории как раз повышение налогов на потенциально налогоемкие в будущем отрасли экономики должно быть последней линией обороны, но не первой линией наступления, как получается у Минфина».

Власти два года назад уже пытались изъять у бизнеса то, что чиновники назвали сверхдоходами. Это деньги, которые экспортеры заработали благодаря низкому курсу рубля, — 500 млрд рублей в год. Автор идеи — Андрей Белоусов, который тогда был помощником президента, а сейчас — первый вице-премьер. Деньги потребовались для выполнения майских указов, а взять их хотели у химиков и металлургов.

Бизнес тогда выступил резко и сплоченно и в итоге сумел отстоять свою позицию. Причем на его стороне выступило и правительство. Но об этой идее, видимо, не забыли, потому что сейчас сборы снова хотят повысить для химических и металлургических компаний. Речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых, в том числе удобрений и руды. Источники, близкие к горнодобывающему сектору, сообщили «Коммерсанту», что «все в шоке и стоят на ушах». Неудивительно — по данным издания, НДПИ хотят повысить в 3,5 раза.

Причем далеко не факт, что государство получит большую выгоду, считает советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» Сергей Хестанов.

Сергей ХестановСергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие брокер» «Последствия каких-то серьезных решений в налоговой сфере не всегда совпадают с тем, что ожидают инициаторы этих последствий. В области добычи минерального сырья работают крупные компании, возможно, им придется пересмотреть свою стратегию, и не факт, что этот пересмотр приведет к тому, что поступления в бюджет вырастут. Рост налогов тормозит и без того тормозящую экономику и наносит удар по бизнесу».

Простой пример. Допустим, НДПИ повышается на условные 100 рублей. Поскольку компании заплатят больше налогов, то у них снизится прибыль. И, соответственно, они меньше заплатят 20-процентный налог на эту прибыль. Этот сбор, а также НДПИ в разных пропорциях распределяются между федеральным и региональными бюджетами. И они получат примерно одинаковые поступления, в районе условных 40 рублей. Но у компаний будет меньше денег на инвестпроекты, на новые производства, соответственно, и на новые рабочие места. И бюджет недополучит другие налоги, в том числе на доходы физлиц.

Кстати, у нас и до пандемии последние годы снижался уровень инвестиций, а сейчас они просто упали, сообщили в Высшей школе экономики. А еще конкуретноспособность наших экспортеров снизится. То есть кратковременная прибыль бюджета может обернуться убытками. Как для бизнеса, так и для государства.

Еще одна чувствительная мера — повышение сразу на 20% акциза на табак. Обычно повышение составляло до 5% в год. Это будет самое большое за всю историю отрасли повышение ставки акциза, говорят участники рынка. Средняя цена пачки сигарет в России — 120 рублей. Как заявил Антон Силуанов, после повышения акцизов она подорожает на 20 рублей. То есть в среднем пачка будет стоить 140.

Но планы Минфина собрать больше денег с табачников не сбудутся. И не потому, что россияне будут меньше курить из-за подорожавших сигарет, говорит директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco Александр Александров.

Александр Александров директор по взаимоотношениям с госорганами компании Imperial Tobacco «Повышение, которое предлагает правительство, — это рекорд. На наш взгляд, это достаточно рисковое мероприятие по нескольким причинам. Такое большое повышение приведет к значительному росту нелегальной продукции. При наличии альтернатив нелегальных поставок из стран Таможенного союза, где сигареты, наверное, в два раза дешевле, чем легальные российские, произойдет очередной скачок роста нелегального рынка. Это приведет к потере легальных объемов и к потере налогооблагаемой базы. И в итоге те планы правительства по увеличению доходной части бюджета за счет 20-процентного роста акциза будут нивелированы. Мы считали, мы моделировали ситуацию по повышению акциза, и оптимальный вариант находится в районе от 8% до 12%. В этом случае бюджет может получить 630 млрд поступлений акцизов. За последние пять лет стоимость сигарет увеличилась в несколько раз, и начиная с 2015 года, когда уровень нелегальной продукции находился в пределах 1-2%, вырос к 2020 году до уровня 13-15%. Сейчас основная часть стоимости сигарет — это косвенные налоги, которые включают в себя акциз и НДС. Она для сигарет нижнего ценового сегмента достигает 70%, а для более дорогих находится в пределах 45-50%, то есть такая доля, которую с этого получает государство».

Минфин предлагает также ужесточить ответственность за реализацию нелегального табака. Как и алкоголь, сигареты хотят маркировать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию