Чем объяснить успех российской картины «Спутник» на Западе?
Лента новостей
Дебютный полнометражный фильм Егора Абрамченко вырвался в лидеры американского iTunes. При этом в России картина о пришельце-паразите и холодной войне энтузиазма у зрителей не вызвала
В новостной повестке «спутников» стало слишком много. Один на этой неделе «взлетел» — вакцина «Спутник V» поступила в гражданский оборот. Другой «упал» — окончательно закрылся проект российского поисковика. А вот фильм «Спутник» «пролетел» почти незаметно.
Начало 1980-х, Советский Союз, очередной отряд космонавтов возвращается домой. Но еще в космосе что-то идет не так, и на Землю они прилетают уже не вдвоем, а втроем. Персонаж Петра Федорова отправляется на карантин. Не только потому, что паразит внутри него опасен для общества, но и потому, что космонавты — герои и возвращаются они только целыми и невредимыми. Суровый КГБ в фильме олицетворяет герой Федора Бондарчука, лечит космонавта — Оксана Акиньшина. Ее игру на Западе особенно отметили.
Сначала «Спутник» кажется слишком стереотипным: на первых кадрах в невесомости летает неваляшка, а космонавты, чтобы успокоиться, поют Пугачеву. В последние годы российский зритель видел слишком много фильмов о советских героях, и «Спутник» мог среди них просто потеряться. На момент написания материала рейтинг на отечественном «Кинопоиске» у него средний — 6,2.
Комментирует кинообозреватель «Кино-Театр.Ру» и редактор сайта «Искусство кино» Алексей Филиппов.
Алексей Филиппов кинообозреватель «Кино-Театр.Ру» и редактор сайта «Искусство кино» «Поверхностная лепка деталей эпохи связана с тем, что, во-первых, нужно охватить как-то срез массового сознания во времени. Фильм пытается отрефлексировать последние годы Советского Союза. И одна из сторон человеческой сущности, которая может пожирать других, вот таким образом эта пожирающая система советская воплощается в этом фильме. Мне кажется, что это именно рефлексия, которая задается вопросом: почему в том числе космонавты — это такой сакральный образ для нашей истории и культуры? На самом деле, очень интересная концепция уже соединить «Чужого» с советской героикой. Потому что «Чужой» — это антигероистическое во всех смыслах произведение».
Уловили ли эту коннотацию на Западе, точно сказать нельзя. Но зарубежные интернет-пользователи считают фильм умным и красивым. Картину называют переосмыслением «Чужого», «Нечто» и «Венома».
В американском iTunes «Спутник» уже неделю в топе лучших фильмов и до сих пор возглавляет рейтинг в разделе «Хоррор». О нем пишут The Guardian, Variety, Chicago Tribune. Но это заслуга местного дистрибьютера, которому создатели фильма уже выразили благодарность.
О последнем таком успехе российской картины писали в начале года. Тогда черная комедия в стиле Тарантино и Гая Ричи «Папа, сдохни» получила высокие оценки западных критиков. Но трендом это назвать нельзя, отметил директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salo Александр Голубчиков.
Александр Голубчиков директор по развитию направления «Кино и сериалы» маркетингового агентства Salo
«Стриминговый сервис — это гораздо более высокая аудитория всегда, нежели чем зрители кинотеатров. Тут мы можем сравнивать менталитет восприятия российского зрителя, который увидел этот фильм на цифровых платформах. Точно так же этот фильм только на цифровых платформах смогли оценить и за рубежом. Наши, наверное, предъявляют чуть более высокие требования к отечественному продукту. По поводу «Папа, сдохни» весь тот хайп, который подняли у нас, что фильм был хорошо принят на Западе и у него были высокие оценки критиков, скорее это хайп, который был поднят дистрибьютером картины. Действительно, появились рецензии, но насколько массовыми эти рецензии были и насколько был велик отсев того, что не устраивало дистрибьютера, нам сказать сложно».
Что не вызывает сомнений, так это популярность за рубежом наших мультфильмов. О том, что во всем мире знают «Машу и Медведя», писали много раз. Самым кассовым российским фильмом за рубежом в этом году стал мультфильм «Большое путешествие», где аист ошибся и принес малыша панду одинокому медведю по кличке Мик-Мик. Рейтинг на «Кинопоиске» — 5,4, а сборы за рубежом — в два раза больше, чем на родине.