Запретить фотографировать книги в магазинах: издатели и продавцы «в недоумении» от предложения Минпромторга
Лента новостей
В министерстве полагают, что запрет на фотосъемку печатной продукции может защитить издателей и продавцов от пиратов
Депутаты Госдумы выступили против инициативы Минпромторга о запрете на фотосъемку печатной продукции в магазинах. Парламентарии считают, что это негативно скажется как на потребителе, так и на издателе.
Ранее Минпромторг предложил запретить фотографировать книги в книжных магазинах. В проекте постановления отмечается, что «копирование и фотографирование книг, альбомов, картографических и нотных изданий, календарей до приобретения этих изданий» недопустимо.
В министерстве считают, что эта мера должна защитить как книгоиздателей, так и продавцов от пиратов, которые могут перепечатать или переиздать книгу в электронном виде. Владелец книжных магазинов «Фаланстер» Борис Куприянов замечает, что постановление готовили те чиновники, которые в магазины вообще не ходят.
— Всячески «поддерживаю», это «мудрое и дальновидное» решение, только хотел бы добавить: запретить приходить в книжные магазины с ручкой и бумагой, запретить листать книжки в магазинах, еще запретить требовать какую-то конкретную книжку с конкретным названием, это тоже совершенно не нужно. Клиент просто приходит, говорит: «Дайте книжку!» Ему ее дают, и он уходит. Все, до свидания. Только так можно откомментировать это решение, потому что похоже, что в России в книжной отрасли действительно больше нет никаких проблем, кроме читающих людей в книжном магазине. Эти люди, которые такой закон принимают, не были ни в одном книжном магазине в России и в мире. Никто же не запрещает в парфюмерном магазине нюхать духи, это примерно то же самое. Это абсурд. Если такая инициатива будет принята, то мы будем нарушать закон и будем давать читать книжки людям, которые к нам приходят, и даже, отворачиваясь, будем позволять им фотографировать обложки, выходные данные этих книг.
— Какие меры могут быть эффективными в борьбе с пиратством?
— Бороться надо не только с пиратством, а с тем, что в России полторы тысячи книжных магазинов. А в Париже на 3 млн населения их 700. Надо думать о том, как магазины поддерживать, как сделать так, чтобы книжных магазинов было больше, чтобы люди могли покупать книги, потому что книги очень дорого стоят.
Пираты отбирают у легальных издателей существенную прибыль. В 2019 году ущерб от распространения контрафактных копий, например через Telegram, оценивался в 55 млрд рублей. В то время как весь российский книжный рынок, включая легальные электронные версии, стоил почти в два раза дороже — 100 млрд рублей.
Несмотря на благородные цели борьбы с пиратами, против инициативы Минпромторга выступило крупнейшее российское издательство «Эксмо-АСТ», которое выпускает не только печатные книги, но и их электронные версии. Комментирует пиар-директор компании Екатерина Кожанова.
Екатерина Кожанова пиар-директор издательства «Эксмо-АСТ» «Нам было совершенно неизвестно о такой инициативе, и совершенно непонятны предпосылки введения данного запрета. Сейчас, в ситуации, когда отрасль пытается вернуть людей в книжные магазины, введение каких-то дополнительных ограничительных мер — это для нас негативный фактор. Мы понимаем, что это, как в кинотеатрах, видимо, связано, с какой-то угрозой пиратства, но фотографирование книг — это формат коммуникации по книгам. Мы заинтересованы в том, чтобы книжный контент был в социальных сетях у блогеров, и, мне кажется, здесь книжные магазины сами могут это регулировать. Такое решение требует отраслевого обсуждения. Мы были не готовы к нему и сейчас пребываем в некотором недоумении».
В 2019 году продажи электронных и аудиокниг в России выросли на треть. Сейчас этот рынок занимает 10% от всего книжного бизнеса.