16+
Понедельник, 2 декабря 2024
  • BRENT $ 72.21 / ₽ 7780
  • RTS760.32
1 сентября 2020, 01:15 ОбществоМедицина
Актуальная тема: Пандемия коронавируса

Практические уроки «ковидоведения» в школах. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Значительная часть предписаний по организации учебного процесса с учетом коронавируса выглядит практически нереализуемой. «И это чревато тем, что все санитарные строгости выльются в большую профанацию», — считает политолог

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В России 1 сентября начинается новый учебный год. Почти повсеместно — в традиционном очном формате. Как изменятся занятия в связи с коронавирусом и будут ли работать новые противовирусные меры?

Если зайти сейчас на любой родительский форум, где обсуждаются перспективы нового учебного года, то наиболее часто встречающимся там выражением будет следующее: «Ничего не понятно». Роспотребнадзор, конечно, все хорошо и подробно расписал. И про то, что дети разных классов должны приходить в школу в разное время. И про разведение по времени перемен для разных классов. И про то, что потоки учеников не должны пересекаться, а классные комнаты лучше не менять и сидеть весь день в одной и той же.

Какие-то из этих предписаний выглядят как осуществимые. Например, насчет ношения учителями защитных масок не на уроках или даже измерения температуры при входе в школу. Если, конечно, школа успела закупить нужное количество термометров и у нее нашлись на это деньги или родители скинулись тайно на все эти санитайзеры, термометры и прочие средства бытовой «биологической войны», поскольку открыто собирать деньги на все это школам запрещено.

Однако существенная часть предписаний выглядит совершенно нереализуемой. И это чревато тем, что все санитарные строгости выльются в большую профанацию, как, например, вылились в профанацию попытки добиться тотального масочного режима в общественном транспорте в крупных городах.

Так, труднореализуемыми выглядят попытки разведения потоков учащихся в сильно укрупненных по соображениям оптимизации школах. Это будет чем-то напоминать начальный период борьбы с коронавирусом, когда выяснилось, что зря оптимизировали многие медицинские учреждения. Учитывая, что многие родители завозят детей в школу по дороге на работу, не очень понятно, как они могут завозить их в разное время, если им на работу к одному и тому же.

Дети будут толпиться у входа в ожидании времени, установленного для их класса, и не будут при этом соблюдать социальной дистанции. А чтобы добиться увеличения той же социальной дистанции в классах, надо эти классы уменьшить по численности и задействовать больше учителей, то есть повернуть оптимизацию вспять. Вряд ли на это найдутся сейчас деньги.

Легче всего можно предсказать, что на учителей в условиях постоянного стресса для них и учеников ляжет еще дополнительная нагрузка в плане отчетности по проведенным «антиковидным мероприятиям». Отчетность эта, зная нравы наших чиновников от образования, будет обильная и наверняка тоже отдающая профанацией.

Наши школы не привыкли к большой самостоятельности. А школьное самоуправление развито не настолько, чтобы сейчас справиться со столь сложной задачей, как определение индивидуальных планов санитарной политики каждой школы. Наши люди вообще не сильны в том, чтобы договариваться о каких-то совместных действиях «по горизонтали» — любое собрание ТСЖ или СНТ может легко превратиться в гвалт, ругань и бестолковщину.

Родительские собрания в школе, которые теперь предписано проводить онлайн, притом что родителей вообще в школу велено не пускать, в этом плане ничем не лучше. Там «масочники» будут ругаться с «антимасочниками» и ни о чем никогда не договорятся.

В этих условиях можно было бы, конечно, провести масштабную информационную кампанию по подготовке к школе и разъяснению особенностей нынешнего учебного года, задействовав ведущие СМИ, политиков высокого уровня и тех, кого называют лидерами общественного мнения, которых задействовали при обсуждении поправок к конституции. Такое широкое осуждение можно было провести с участием учителей, которые, зная, как устроена реальная школьная жизнь, а не в представлении чиновников, подсказали бы, как отделить то, что реализуемо, от того, что совсем нет. И лучше даже не пытаться и всем обратно уйти в онлайн.

Сегодня вопросы подготовки к школе для десятков миллионов россиян видятся куда более актуальной проблемой, чем, например, ситуация в Белоруссии и даже, как ни прискорбно, отравление оппозиционера Алексея Навального.

Обывательские проблемы на фоне большой политики — это как сравнение рассказов Зощенко с «Войной и миром» Толстого. Но на политическом уровне гораздо больше внимания уделяется почему-то именно Белоруссии. Обыватель с его проблемами, как и Зощенко, меркнет на фоне больших политических баталий, как дешевый театральный буфет перед «небом Аустерлица».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию