Подобное подобным. В США выпустят в природу 750 миллионов генно-модифицированных комаров
Лента новостей
Причина — попытка борьбы с опасным видом комаров, распространяющих лихорадку денге. В чем суть одного из самых масштабных экспериментов контролируемого вмешательства человека в экосистему?
Во Флориде освободят 750 млн генно-модифицированных комаров, сообщает CNN. Таким образом власти США попытаются избавиться от опасного вида комаров, которые распространяют лихорадку денге. Противники проекта говорят об угрозе фауне полуострова и о кровососах-мутантах.
Комара желтолихорадочного, или Aedes aegypti, можно назвать одним из самых неприятных видов на Земле. Переносит насекомое не только желтую лихорадку, но и вирусы майаро, зика и чикунгунья, а также лихорадку денге, также известную как костоломная лихорадка.
Вспышки последней регулярно фиксируются во Флориде и других южных штатах США в последние годы. С комаром пытаются бороться — власти Флориды тратят на инсектицидные мероприятия более 1 млн долларов в год, но почти безуспешно. Поэтому в 2012 году администрация штата обратилась за помощью к биотехнологам.
Хитрый способ выведения комаров определенного вида придумала компания Oxitec. Ученые создали ген, который при введении в личинку комара не позволяет ей вырасти до взрослой особи — и в итоге она умирает. Но как это поможет бороться с дикими популяциями? Не станут же ученые бегать по болотам с микрошприцами? Объясняет ситуацию ведущая YouTube-канала Real Science Стефани Самманн.
После долгих испытаний ученые и регуляторы убедились в эффективности технологии и в ближайшее время планируют выпустить на волю 750 млн модифицированных комаров на архипелаге Флорида-Кис к югу от полуострова.
Процесс согласования шел медленно — против проекта выступали как конспирологи (кровососы-мутанты наводнят Флориду!), так и серьезные экологические активисты. Подобные вмешательства в экосистему любой территории могут лишить другие виды источника пищи. Грубо говоря, вымрут сначала комары, а потом рыбы и птицы. Насколько обоснованны опасения? Ситуацию комментирует научный сотрудник кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ Вадим Марьинский.
Вадим Марьинский научный сотрудник кафедры гидробиологии биологического факультета МГУ «Понятное дело, что если у нас резко сократилась численность комаров, то организмы, которые ими питаются, могут пострадать. Однако комары — это не какой-то уникальный кормовой объект, личинки комаров — это значимый элемент питания в первую очередь рыб, но, на самом деле, рыбы питаются не только ими. И взрослые комары за счет своей массовости тоже являются важным кормовым объектом для многих животных, но они не уникальны. Поэтому говорить о том, что вот у нас сократилась численность комаров и резко дальше произошла экологическая катастрофа, все пищевые уровни дальше обвалились в экосистеме, такого не произойдет, скорее всего. Но в любом случае такие серьезные вмешательства надо проводить осторожно и под бдительным контролем».
Решение о реализации проекта было принято в том числе потому, что к виду Aedes aegypti относится лишь 1% популяции комаров Флориды, так что последствия вряд ли будут масштабными. Кроме того, пробные эксперименты по выведению комаров методом генной модификации уже проводились в Латинской Америке. В бразильском городе Жуазейру, например, популяция желтолихорадочных комаров сократилась в 20 раз.
Если масштабный проект в США завершится успехом, технологию наверняка захотят масштабировать власти многих стран в тропических широтах. По данным ВОЗ, лихорадкой денге ежегодно болеют от 100 млн до 400 млн человек, число погибших может исчисляться десятками тысяч. Модифицированные комары могут понадобиться и России. Как указывает Европейский центр контроля заболеваний, на фоне изменения климата желтолихорадочных комаров замечали в Краснодарском крае.