«Дом фарфора» без фарфора. На Мясницкую вернули вывеску магазина «Товарищества Кузнецова»
Лента новостей
Волонтеры отреставрировали оригинальную вывеску 1903 года, созданную архитектором Шехтелем. Само помещение магазина сейчас выставлено на продажу
На Мясницкую улицу в Москве вернули старинную вывеску магазина фарфора «Товарищества Кузнецова», сообщает «МК». Волонтеры-энтузиасты отреставрировали оригинальную вывеску 1903 года, созданную, как и сам дом, архитектором Федором Шехтелем. Буквы покрыты сусальным золотом.
После революции в здании было много организаций, и даже «Детский мир», который потом переехал на Лубянку. С 1960-х годов прошлого века здесь опять торговали посудой, но москвичи по старинке все это время называли здание «Домом фарфора». В 1990-е фарфор вновь появился — в магазине «Гледиз».
Сейчас помещение выставлено на продажу. И почти 120-летней истории магазина, похоже, пришел конец. Ситуацию комментирует глава трудкоммуны «Вспомнить всё», восстановившей вывеску, Наталья Тарнавская.
— Конечно же, то, что магазин нес функцию больше 100 лет, пусть и с перерывами, это очень важно для любого европейского города, а для Москвы тем более, потому что у нас очень мало магазинов и каких-то вообще точек, которые эту функцию несут с дореволюционного времени. У нас штук пять-шесть магазинов типа ГУМа, которые до сих пор работают там же и с той же функцией. Но магазин «Гледиз», который сейчас закрылся, ни к кузнецовскому, ни к русскому фарфору не имел никакого отношения, и мы сожалеем о функции скорее, а не о магазине как таковом. Я подозреваю, что магазина там не будет, потому что это коммерческая аренда и очень маловероятно, что кто-то из продавцов посуды может такое потянуть. Но пока он просто выставлен на продажу.
— А продюсерский центр Крутого там был давно?
— Центр продюсерский там, на самом деле, года полтора, там все это время идет ремонт, и они не имеют отношения к помещению именно на первом этаже, у них второй и верхние этажи. Просто у них есть разрешение на приведение в порядок всего фасада, и в том числе первого этажа, и поэтому мы с ними работали. Но этот магазин к ним не имеет отношения, и это не они выставляют его на продажу. У этого помещения есть управляющая компания.
Департамент культурного наследия Москвы одобрил проект реставрации здания в 2018 году. После ее окончания этажи со второго по пятый планируется передать центру развития и поддержки музыкального творчества «Академия популярной музыки Игоря Крутого».
Самое ценное — чудом сохранившиеся шехтелевские деревянные шкафы-витрины, в которых располагался фарфор, по-прежнему стоят в торговом зале первого этажа. Исчезнет еще один магазин-достопримечательность, останутся только стены и надпись на фасаде, говорит старший научный сотрудник Музея Москвы, москвовед Денис Ромодин.
— Закрытие именно профильного магазина — это большая потеря для города. Конечно, он изначально, при Кузнецовых, был меньше, но в советское время он был расширен. А ценность была в том, что, несмотря на все расширения, реконструкции, переделки, основная часть торгового зала целиком сохранилась. Там сохранились исторические витрины, прилавки, и как раз это представляет большую ценность. Кроме того, до недавнего времени сам профиль магазина оставался именно первоначальным. Поэтому это как раз было ценным, поскольку именно на Мясницкой улице сохранился и чайный магазин. Но, кроме того, это было такой же достопримечательностью, как Елисеевский гастроном, сейчас его помещение сдается в аренду. Но я считаю, что обычно в таких исторических местах торговые точки должны быть привязаны к определенной специфике.
— По поводу вывески. После закрытия магазина только стало возможным ее возвращение. Правильно?
— Насколько я знаю, да. Там были конфликты с собственниками и арендаторами, которые не хотели установления.
— То есть в закрытии, получается, и свои плюсы оказались?
— Да.
— Ожидать, что там откроется новый магазин фарфора, это, наверное, было бы слишком оптимистично?
— Это самый оптимистичный вариант.
— То есть люди, которые пишут, что потеряна история фарфорового магазина в этом месте, они, наверное, правы, здесь не пустое место для паники?
— Я думаю, что да.
«Фарфоровый король» России Матвей Кузнецов был выходцем из крестьян. Он объединил заводы и построил целую фарфоровую империю. И даже говорили, что он наводнил своей продукцией весь мир. Благодаря ему фарфор стал доступен всем — в начале ХХ века его могли приобрести даже крестьяне.