«Цифра нереальная». СМИ сообщили о просьбе МВД пересмотреть целевой норматив смертности на дорогах
Лента новостей
Согласно майскому указу, к 2024 году показатель должен составить четыре смерти на 100 тысяч населения. В МВД считают, что норматив надо ослабить вдвое. Эксперты согласны — таких темпов снижения смертности не показывала ни одна страна в мире
В 2018 году Владимир Путин в своих майских указах заявил, что Россия должна стремиться к нулевой смертности на дорогах. Конечно, не сразу, а в несколько этапов.
Так, уже через четыре года этот показатель должен быть снижен в 3,5 раза — до четырех смертей на 100 тысяч человек. Для понимания — это норматив мировой элиты в области безопасности дорог: Швеции, Норвегии, Швейцарии, Германии, Сингапура. Они шли к такому результату десятилетиями. России же, чтобы хотя бы приблизиться к таким показателям, нужно двигаться колоссальными темпами.
И вполне закономерно, что МВД просит пересмотреть целевой норматив хотя бы до восьми смертей, говорит директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Михаил Блинкин.
Михаил Блинкин директор Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ «Цифра нереальная, ее не нужно ставить в качестве национальной цели. У нас в России смертность на дорогах снижается темпом примерно 7-8% год, это очень хорошие темпы. Если мы будем продолжать снижаться теми же темпами, мы будем в 2024 году как раз на цифру чуть больше восьми, о чем и просит МВД. А вот сохранить эти темпы будет крайне трудно, потому что есть общемировая закономерность: от ужасной аварийности к просто плохой аварийности страна может снижаться темпами довольно быстрыми. Когда мы выходим на более или менее приличный уровень, темпы снижения становятся очень скромными. Чтобы выйти на рубеж четыре единицы, нужны темпы 20% снижения в год, таких темпов не наблюдалось в мировой практике аварийности. Фантастические цифры ставить нельзя, потому что ни к чему, кроме приписок, они не приводят. В первую группу — это четыре единицы — входят Швеция, Швейцария, Норвегия, Германия. В первую группу мы попадем лет через десять в лучшем случае, и то не знаю».
Как пишут «Ведомости», в 2017 году в России было 13 смертей на дорогах на 100 тысяч населения. В 2019-м — уже 11,5 на 100 тысяч. Достигается это в основном за счет увеличения штрафных санкций.
Только этим обойтись нельзя — нужны реформы сразу в трех компонентах, говорят эксперты. Во-первых, прокладка хороших дорог, инфраструктуры, установка правильных пешеходных переходов, подсветки, настройка правильного баланса ограничений скорости. Во-вторых, соблюдение ПДД, взаимоуважение водителей и пешеходов. И в-третьих — безопасный, качественный автопром.
Россия постепенно уходит от анекдотов про дураков и дороги, но в остальном топчется на месте. Ярче всего это заметно, если взять ситуацию с отбойниками на дорогах, отмечает координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов
Петр Шкуматов координатор движения «Общество синих ведерок» «В Москве есть две параллельно идущие дороги, такой же скоростной режим, столько же полос: это Кутузовский проспект и Звенигородское шоссе. На Кутузовском проспекте погибают в пять раз больше, а ранения и травмы в ДТП получают в 25 раз больше людей. Отличаются эти участки только одним: на Кутузовском проспекте вместо отбойника — полоса для депутатов и министров. К сожалению, только 10% протяженности федеральных дорог имеет отбойник, вообще автомагистралей у нас настолько небольшое количество, что даже стыдно про это говорить. Для сравнения, М-10 и М-11: на М-11, на которой нет ни одной камеры фиксации нарушений, смертность в пять раз ниже, чем на М-10».
В странах — лидерах по безопасности на дорогах привилегии есть всего у двух категорий: у президентского кортежа и экстренных служб. В России у любого, кто внесен в огромный список административного регламента автоинспекции, — прокуроров, военных, чиновников, судей, народных артистов и священнослужителей. Таким образом, к нулевой смертности, конечно, можно стремиться. Но путь будет очень и очень долгим. Ведь у помощника районного прокурора на российских дорогах больше прав, чем, скажем, на дорогах Германии у Ангелы Меркель.
Business FM направила запрос в МВД о причинах пересмотра норматива по снижению смертности на дорогах. Ответ на момент публикации материала получен не был.