Не антракт, а занавес. Дело «Седьмой студии»: итоги и вопросы «театрального» процесса
Лента новостей
«Отношения с бюджетными деньгами — это очень трудное, очень ответственное и очень скрупулезное дело», — говорит бывший министр культуры Михаил Швыдкой
«Суд принял то решение, которое позволяют предлагаемые обстоятельства» — так приговор по делу «Седьмой студии» в эфире Business FM прокомментировал бывший министр культуры Михаил Швыдкой. На одном из этапов процесса Швыдкой выступал свидетелем защиты.
Политологи, опрошенные Business FM, в целом с мнением бывшего министра согласны. Однако дело Кирилла Серебренникова и его коллег вновь подняло очень важный вопрос в жизни российской культуры. Ответа на него пока нет, однако за несколько часов до приговора действующий министр сделала важное заявление на сей счет.
Итак, суд решил: Кирилл Серебренников, Юрий Итин и Алексей Малобродский виновны. Они похитили у государства при осуществлении театрального проекта «Платформа» почти 130 млн рублей. И теперь, кстати, должны их вернуть. Софья Апфельбаум согласно решению суда не участвовала в хищениях, но допустила халатность. Ей присудили штраф в 100 тысяч рублей, но в итоге она была избавлена от необходимости компенсировать ущерб за истечением срока давности.
Серебренников и Итин получили по три года условно, Малобродский — два. Этот приговор люди, пришедшие поддержать фигурантов дела, встретили овацией. То, что условные сроки в России уже давно эмоционально приравниваются к оправдательным приговорам, не новость. Политологи, опрошенные Business FM, говорят, что в современных реалиях сторонники режиссера и его коллег вряд ли могли бы рассчитывать на что-то большее, тем более что факт обналички не скрывали и сами фигуранты, и, скажем так, ошибки в бухгалтерии проекта «Платформа» имели место.
И с этой точки зрения у решения суда по делу «Седьмой студии» тоже будут последствия, говорит директор Института прикладных политических исследований Григорий Добромелов.
Григорий Добромелов директор Института прикладных политических исследований «Это победа людей, кто давил на суд. Я сейчас выскажу, наверное, жесткое и не очень популярное мнение, но на самом деле это решение создает очень большие проблемы для системы правосудия в нашей стране. Да, с одной стороны, у нас очень мало оправдательных приговоров, но здесь же не оправдательный приговор, здесь обвинительный приговор, но по сравнению с другими аналогичными делами чрезвычайно мягкий. Все люди, которые за гораздо меньшие суммы, за гораздо меньшие ситуации получали реальные сроки и попадали в тюрьму, могут задать вопрос: «А почему?»
Оппоненты скажут: люди, которые сели за меньшие суммы, эти деньги, возможно, действительно украли, а Серебренников и его коллеги просто неправильно оформили затраты на реально созданные спектакли и прочие мероприятия «Платформы».
С тем, что эти мероприятия были, спорить просто смешно, хотя следствие поначалу пыталось делать даже это. И здесь мы подходим к главной проблеме, вскрытой делом «Седьмой студии», о которой в эфире Business FM вновь высказался специальный представитель президента России по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры Михаил Швыдкой.
Михаил Швыдкой спецпредставитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству, бывший министр культуры «Отношения с бюджетными деньгами — это очень трудное, очень ответственное и очень скрупулезное дело. Забывать об этом никогда нельзя, потому что в любой момент ты можешь оказаться в положении коллег из «Седьмой студии». Но и наказывать нужно соразмерно содеянному, а не говорить о том, что не были поставлены спектакли и попросту были украдены деньги. Начиная с конца 1990-х годов было много принято очень формальных подзаконных актов, да и законодательных тоже, которые предопределили очень скованное, тяжелейшее положение любых менеджеров в театральном деле и в киноделе. Но множество ограничений, безусловно, осталось. И в данном случае очень важно, чтобы творческий процесс не был закован в кандалы финансовых невозможностей, скажем так».
И вот за несколько часов до приговора действующий министр культуры Ольга Любимова заявила, что ее министерство «прорабатывает системные меры, которые должны исключить подобного рода трагические сюжеты, когда художник и творец соприкасается с деньгами, сметами, чтобы подобные ситуации не воспроизводились в нашей сфере культуры в дальнейшем».
Любимова сказала, что министерством разработан законопроект, который даст возможность закрепить разведение сфер управления театрами и прочими учреждениями культуры между их директорами и художественными руководителями. Таким образом, по словам Любимовой, «у учредителя появится возможность заключить трудовой договор с двумя лицами: с худруком на художественное руководство и с директором на финансовое руководство».
Некоторые наблюдатели считают, что, возможно, такое разделение и спасло бы от уголовного дела того же Серебренникова. Но это так не работает, говорит художественный руководитель МХАТ имени Горького Эдуард Бояков.
— Есть схемы, в которых главную роль играет директор. У нас есть понятие — так называемый директорский театр. Есть схема, где художественный руководитель нанимает директора. Есть какие-то паритетные схемы. Я думаю, что здесь одну-единственную формулу сложно придумать.
— В этой конкретной конструкции художественный руководитель абсолютно будет свободен от того, чтобы отвечать за сметы, чеки и расходы.
— Это опасно, потому что он тогда перестанет быть художественным руководителем. Директор тогда всегда его сможет съесть.
К слову, Эдуард Бояков не раз критиковал и Кирилла Серебренникова, и «Гоголь-центр», а суммы, выделенные на проведение «Платформы», называл сильно завышенными.
Но и театральный режиссер, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» Иосиф Райхельгауз, который активно поддерживал фигурантов дела «Седьмой студии», тоже сомневается в перспективности разделения ответственности, о которой говорит министр культуры.
Иосиф Райхельгауз режиссер, создатель и художественный руководитель московского театра «Школа современной пьесы» «Либо вы художнику верите, либо не заказывайте ему работу. Я приезжаю, не знаю, в нью-йоркский театр La MaMa, в стамбульский Национальный театр, в театр Carouge в Женеве. Мне говорят: это сумма, а премьера такого-то числа, мы начинаем продавать билеты. И дальше меня никто не спрашивает, плачу ли я 50 тысяч долларов балетмейстеру или я плачу 50 тысяч долларов суперзвезде, либо я, извините, решил взять себе, но за это я делаю то-то и то-то. И я понимаю, что я за эти деньги должен сделать качественную работу, иначе меня не позовут больше, иначе со мной разговаривать не будут. И вот все, я за это отвечаю, мне не надо считать копейки. Известна стоимость спектакля в таком-то театре».
С другой стороны, нужно будет все-таки сначала посмотреть на документ, над которым трудятся в Минкульте. Так или иначе Любимова говорит о том, что от ситуации, в которую попали Кирилл Серебренников и его коллеги, творческих людей нужно спасать. При этом по самому делу «Седьмой студии» министр высказалась предельно ясно: Минкульт — потерпевшая сторона, государству нанесен крупный ущерб. Позиция досталась ей от прежнего министра Владимира Мединского. Представители творческой интеллигенции незадолго до приговора просили Любимову изменить ее, министр не стала этого делать.
Возвращаясь к фигурантам дела «Седьмой студии»: Юрию Итину и Алексею Малобродскому суд на несколько лет запретил занимать руководящие позиции, в отношении Кирилла Серебренникова такого запрета нет, но наблюдатели задаются вопросом: а останется ли теперь режиссер работать в России?
Вопросов еще много. Формально защита Серебренникова намерена обжаловать приговор, но эксперты уверены, что громкой истории из этого делать уже никто не будет. То есть это уже не антракт, это занавес. Кто бы что ни вкладывал в эту фразу.