«Что значит убыточные?» Мишустин и Решетников поспорили о льготных кредитах для бизнеса
Лента новостей
Премьер напомнил министру экономики, что выдача бизнесу льготных кредитов на зарплаты — это поручение президента, которое надо исполнять. На заседании кабмина глава МЭР, который сам безуспешно пытался оформить беспроцентный заем, заявил, что льготные кредиты для банков убыточны
Премьер Михаил Мишустин и министр экономики Максим Решетников поспорили о льготных кредитах для бизнеса. Министр докладывал, что банки очень неохотно предоставляют услугу беспроцентного кредита малому и среднему бизнесу, потому что для них это «убыточно». Премьер на такую постановку вопроса отреагировал довольно остро.
Максим Решетников: Что делать тем компаниям, которые уже сейчас столкнулись с недостатком средств? Это тот вопрос, который сейчас задает бизнес. Есть программа бесплатных кредитов на цель выплаты заработной платы. Для предприятий он бесплатен на шесть месяцев, проценты, как я уже сказал, полностью оплачивает государство. При этом три четверти всех рисков по этим кредитам берет на себя Внешэкономбанк. 2 апреля были определены правила, и правительством были выделены деньги. Параллельно с этим мы активно зазывали банки в эту программу. Надо сказать, что, конечно, для банков это убыточно, так как административные расходы банкам приходится брать на себя, но мы исходим из того, что это их инвестиции в поддержание экономики своих клиентов — и текущих, и будущих, поэтому они должны быть в этом заинтересованы.
Михаил Мишустин: Я вас прерываю. Что значит убыточные или нет? Это поручение президента, которое мы обсудили много раз и сделали абсолютно доступными все условия, по которым банки должны выдавать. Пожалуйста, наладьте ежедневный мониторинг того, каким образом это исполняется. И фактически по объемам, мы сегодня сказали, что это примерно 150 млрд, чтобы у нас была практическая картина, когда по планам банки выйдут на соответствующий уровень. Ну как так?
Максим Решетников: Да, Михаил Владимирович, я сам с предпринимателями прозванивал в понедельник горячие линии трех банков, информацию в целом адекватно рассказывают, но кредиты получить нельзя. То рассказывают, что правительство что-то не приняло, то просто говорят «звоните позже, выдадим в мае». Конечно, с руководством этих банков проведены соответствующие беседы, коллеги изменили свою позицию. У банков тоже своя бюрократия и своя иерархия, и вы знаете, она иногда даже гораздо более неповоротлива, чем в каких-то других сферах. Поэтому там тоже сейчас идет большая перестройка всех процессов, будем контролировать очень жестко, Михаил Владимирович, ежедневный мониторинг, как вы сказали, наладим.
Максим Решетников сослался на цифры статистики: из 3500 обращений на общую сумму 24 млрд рублей одобрены кредиты примерно на 1,5 млрд, а выдано всего на 400 млн. Процесс идет очень медленно, подчеркнул министр.
Правительство изначально выбрало не самую эффективную модель работы с пострадавшим бизнесом, считает директор Центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин.
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Речь идет не столько об аппаратном конфликте, сколько о вопросе поиска ответственного, потому что изначально в схеме реагирования государства на де-факто чрезвычайную ситуацию был выбран не совсем правильный алгоритм. Нужно было либо вводить де-юре режим ЧС или ЧП — и тогда государство берет на себя все издержки, которые несет бизнес в связи с введением этого режима, либо не вводить этот режим, соответственно, невведение режима предполагает, что бизнес функционирует в условиях рыночной экономики, когда ему нельзя директивно указывать. А этот промежуточный стиль, который был выбран, когда власть в виде рекомендаций накладывает какие-то ограничения на бизнес, в том числе и в отношении выдачи кредитов, не вписывается ни в одну схему. Частному бизнесу, который несет издержки в связи с закрытием, были обещаны преференции от другого частного бизнеса, которые государство не может обеспечить. А поскольку подобное решение принималось на самом верху и субъектами принятия подобного решения не являлись ни премьер-министр, ни тем более министр экономического развития, они не могут, с одной стороны, сказать, что это невозможно, а с другой стороны, не желают нести ответственность за выполнение заведомо невыполнимого поручения».
Ранее министр экономики Максим Решетников в качестве «тайного покупателя» проверил работу банков, выдающих пострадавшим компаниям беспроцентные кредиты на выплату зарплат. Позвонив в два крупнейших банка, министр не смог взять «нулевой» кредит. О своем неудачном опыте он рассказал в Instagram. «В одном [банке] оператор горячей линии ответил, что правительство якобы еще не подписало постановление. В другом пообещали выдать кредит, но... в мае», — написал Решетников.