Forbes сообщил о втором пакете мер по поддержке экономики на 1 трлн
Лента новостей
Меры касаются системообразующих предприятий и малого бизнеса из списка пострадавших отраслей, а туда попали далеко не все закрывшиеся компании. К тому же помощь будет только тем, кто не сокращал сотрудников. Официального подтверждения этой информации нет
Обновлено в 16:06
Российское правительство 16 апреля может представить второй пакет мер по поддержке экономики объемом 1 трлн рублей. Об этом пишет Forbes со ссылкой на свои источники.
Чуть более полутриллиона рублей может пойти на общие меры поддержки экономики. Самая «дорогая» мера — субсидирование 6% от ставки кредита системообразующим предприятиям и предоставление по таким займам 50-процентной госгарантии.
Часть средств направят на поддержку строительства, авиаперевозок, автомобильной и легкой промышленности. О каких суммах и каких мерах идет речь, источники Forbes не уточняют.
Также планируется снизить суммы обеспечения по госконтрактам и увеличить авансовые платежи по госзакупкам до 50%. Обсуждается, что власти не будут снижать общий объем госзакупок.
На меры социальной поддержки может уйти около 300 млрд рублей. Около половины этих средств могут выделить в мае и в июне на зарплаты организациям, но из списка пострадавших отраслей и в размере одного МРОТ на одного работника (12 тысяч рублей) и при условии, если работодатель не сокращал сотрудников.
Программу беспроцентных зарплатных кредитов предлагается распространить на средние и крупные предприятия, чтобы предотвратить всплеск безработицы. На это может понадобиться еще порядка 130 млрд рублей.
Меры по поддержке малого и среднего бизнеса в обсуждаемом плане стоят чуть более 100 млрд. Из них 20 млрд рублей пойдут на то, чтобы предоставить полугодовую отсрочку по уплате страховых взносов для всех компаний из пострадавших отраслей. Такую же сумму предполагается направить на предоставление торговым центрам полугодовой отсрочки по уплате налогов, кроме НДС и страховых взносов.
Еще 67 млрд рублей потребуется на расширение перечня пострадавших отраслей и включение в него торговли непродовольственными товарами.
На реализацию второго пакета мер правительство может выделить почти 520 млрд рублей из бюджета. Еще 430 млрд рублей, по данным Forbes, пойдет на госгарантии. В общей сложности получается около триллиона рублей.
Такую же оценку общей стоимости второго пакета ранее называло и агентство Bloomberg. По его сведениям, деньги на второй пакет помощи возьмут не из Фонда национального благосостояния, а через заем. Официального подтверждения этой информации нет. На просьбу подтвердить или опровергнуть, представитель Кремля Дмитрий Песков предложил дождаться совещания президента с правительством 15 апреля, чтобы узнать о новых мерах поддержки.
Сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com Денис Кутергин на помощь от государства не надеется. Один МРОТ нам ничем не поможет, говорит он.
Денис Кутергин сооснователь онлайн-сервиса бытовых и бизнес-услуг YouDo.com «Даже если мы будем на него претендовать, безусловно, любая поддержка будет встречена, наверное, позитивно, но все-таки, если объективно говорить и смотреть на зарплаты на IT-рынке и учитывать, что зарплаты в IT в принципе значительно выше, чем средняя зарплата по городу официально, один МРОТ нам особо ничем не поможет. Только на себя можно надеяться, поэтому, честно сказать, мы не особо рассчитываем на какую-то помощь государства. Я считаю, что государство должно в таком случае больше помочь нашим пользователям, которые оказались в абсолютно незащищенной ситуации. Будет все хорошо у наших исполнителей и заказчиков — значит, будет все хорошо и у нас, на зарплаты денег нам хватит. Поэтому если бы у меня была такая возможность, я бы, конечно, как-то поспособствовал при взаимодействии с государством, чтобы они обратили внимание на проблему самозанятых и того, что через какое-то время у миллионов людей не останется денег в принципе».
Ресторанный бизнес попал в перечень пострадавших от коронавируса отраслей. Но ни первый уже принятый пакет помощи, ни второй, который только ожидается, не впечатлили предпринимателя и ресторатора Александра Соркина.
Александр Соркин предприниматель «Сказали, что предприятия должны платить зарплату. Я считаю это полнейшим нонсенсом и абсолютно порочной идеей, ведущей к очень тяжелым социальным последствиям. Никто эти зарплаты, естественно, платить не будет, поэтому начнутся либо репрессивные меры против работодателей, либо стихийные волнения. Брать кредиты, чтобы заплатить зарплаты, я, например, не буду, и все мои знакомые работодатели тоже не будут, потому что это то же самое, что заплатить свои. Это никакая не поддержка, это отсрочка приговора, когда человек приговорен к смерти, а его не завтра прислонят, а через полгода — вот и вся поддержка. Поэтому это казуистика и обман, на мой взгляд. Можно насчитать 100 млрд, 200 млрд и говорить: ребята, вы все равно будете должны. Кто это будет отдавать, из чего? Понятно, что даже когда все откроется, доходы упадут в два, в три, в четыре, в пять раз, никто не знает точно. Хотите помочь — дайте людям денег, как это делают во всех развитых странах, или продуктовые карточки, это поможет им просто выжить. А бизнесу помогать особо и не надо, бизнес сам организуется потом, когда заработает, уже с новой маржинальностью, с новой нормой прибыли».
Триллион рублей, в который оценивается второй пакет, — это примерно 0,9% ВВП. Ранее Владимир Путин говорил, что правительство выделит на поддержку экономики в общей сложности 1,2% ВВП, и еще примерно такую же помощь должен оказать Банк России.
Действовать нужно более решительно, считает директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев.
Олег Буклемишев директор центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ «Приведенный список крайне недостаточен как с точки зрения социальной поддержки, так и с точки зрения поддержки бизнеса в тот тяжелый период, когда у него фактически выпадают целиком все доходы. Тем более что сегодня нельзя предсказать в точности, сколько продлятся ограничительные меры, и в этот период хотелось бы видеть поддержку, которая не постоянно наращивается, причем с запозданием, а какие-то меры, которые сразу же дают эффект и уверенность, по крайней мере, в ближайшем временном горизонте. Этого сейчас, к сожалению, не просматривается. Я думаю, что неверно так по кусочку пытаться отрезать хвост. Конечно, занятость необходимо поддерживать, но выплачивать зарплату людям неработающих организаций в течение достаточно длительного периода времени — на это никаких денег действительно не хватит. Должен быть селективный подход — частичная поддержка тех работодателей, которые не увольняют граждан и надеются возобновить свою деятельность после окончания карантина и периода заморозки хозяйственной активности в стране. А вторая часть — это, конечно, поддержка уже непосредственно граждан, которые остались без работы, она, безусловно, должна идти по иным каналам и быть достаточно щедрой».
С тем, что меры запоздалые, согласен гендиректор Гильдии ювелиров России, директор ювелирной компании «Кадо» Эдуард Уткин.
Эдуард Уткин гендиректор Гильдии ювелиров России, директор ювелирной компании «Кадо» «У ювелирной отрасли сегодня дела хуже всех, это подтверждается исследованием Сбербанка, которое он провел в начале апреля. У нас падение продаж составило 97%, то есть мы лидируем по падению продаж, и этим можно гордиться, наверное. И на этом фоне отрасль не включена до сих пор в перечень наиболее пострадавших. У нас работают точно так же живые люди, которым хочется кушать. Персоналу объясняют, что платить нечем: выручки нет, все магазины закрыты, соответственно, денежных потоков никаких, то есть выручка ноль. С этого нуля заплатить нечего. Какого-то финансового запаса у предприятий тоже нет, поэтому персонал просто-напросто кто-то сам уходит, кого-то уговаривают. Тех, которых бы сокращали с выплатой положенных по закону сумм, буквально единицы. Что касается размера МРОТ, при средней заработной плате в стране, по-моему, 35 тысяч рублей снижение сразу дохода до одного МРОТ — это очень резко. Мы считаем, если бы государство увеличило пособия по безработице и компенсационные выплаты, и в том числе кредиты на выплату заработной платы из расчета хотя бы двух МРОТ, чтобы это было 24 тысячи на человека, на эти деньги еще каким-то образом в регионах прожить можно. Мне правительство сейчас напоминает пожарного, который пытается очаг пожара затушить из маленькой леечки. Сейчас надо не триллион выделять, триллион надо было выделять месяц назад. Месяц назад триллион мог бы спасти ситуацию. Сегодня нужно выделять уже 4-5 трлн. Мы пытались даже прикинуть, сколько нужно денег экономике, чтобы сейчас этот пожар загасить, — 4-5 трлн. Этот триллион в этом пожаре быстро превратится в пар и эффекта никакого не окажет».
Поддержка выглядит пока недостаточной, но правительство действует в соответствии со своими возможностями, комментирует вице-президент РСПП Игорь Юргенс.
Игорь Юргенс президент Всероссийского союза страховщиков, вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей «Ряд системообразующих предприятий говорит о том, что, в целом, обещания выполняются. В то же время малый и средний бизнес по-прежнему чувствует себя обделенным, и правильно, наверное, чувствует, потому что, безусловно, закрытие предприятий в ряде отраслей ставит под вопрос даже выход из кризиса. Даже когда коронавирус будет побежден, как это все восстанавливать без прямой поддержки, это большой вопрос. В целом, объем того, что можно распределить, если я правильно понимаю, около 10 трлн, что было накоплено в Фонде национального благосостояния. В настоящий момент мы выходим на помощь где-то в 2%, которая уже оказывается. И, естественно, правительство как рачительный хозяин, назовем это мягко, пытается шелонировать эту поддержку, чтобы испытывать методом проб и ошибок, что работает, а что не работает. Я разделяю эту точку зрения, что пока маловато выглядит. Во-первых, большая комплексная повсеместная программа выхода из кризиса необходима, во-вторых, помогать людям — стороне спроса, обязательно надо, особенно тем, кто пострадал более всего. Помогать предпринимателям путем дерегулирования, путем налоговых и фискальных послаблений и путем прямой поддержки тоже надо. На все это нужны деньги. Денег у нас нет в том количестве, в котором это реализовано в Германии, во Франции. Я про США просто не говорю. 200 трлн по нашим деньгам сейчас закачано, и люди тоже не очень довольны. Поэтому по одежке протягиваем ножки. Я не думаю, что кто-то сейчас скупердяйничает в правительстве».
Бизнес-омбудсмен Борис Титов назвал неработающей систему выдачи кредитов под 0% на зарплаты. По его словам, за неделю работы этого механизма кредиты удалось получить лишь шести предпринимателям. Об этом Титов заявил в ходе онлайн-конференции в ТАСС.
«Из 158 заявок выдано шесть кредитов. Одобрено заявок, но кредит еще не выдан, еще пяти. По крайней мере, можем говорить о положительном результате 11 заявок из 158. Отклонено 132 заявки. Причем выданы кредиты и Сбербанком, и МСП банком, Промсвязьбанком. То есть в Сбербанке кредиты начинают выдаваться. И часть была отклонена в региональных отделениях Сбербанка тоже. В 18% случаев отказ был вообще без обоснования, в 23% — банки посчитали, что те компании, которые пришли, не подходят им по виду деятельности, хотя эта мера, насколько мы понимаем, не ограничена только предприятиями наиболее пострадавших секторов экономики, а для всех работает. Тем не менее банки не посчитали этот вид деятельности подходящим. 28% из всех заявок были отклонены из-за того, что компания в этом банке не имела до этого зарплатного проекта, хотя это несправедливое требование. Никаких таких требований в решении правительства не было».
В начале апреля «большая четверка» российских бизнес-объединений попросила дополнительной помощи у государства. В письме премьеру Михаилу Мишустину руководители «Опоры России», Торгово-промышленной палаты, «Деловой России» и Российского союза промышленников и предпринимателей предупредили о риске массового банкротства предприятий. Они предложили ряд мер, в числе которых — субсидии на оплату двух третей от среднемесячного заработка работников компаний, приостановивших работу. 8 апреля Владимир Путин поручил разработать программу дополнительной поддержки бизнеса.