Срок за пропаганду наркотиков в интернете: что считать склонением к потреблению?
Лента новостей
В Госдуме предлагают лишать свободы на 12 лет за пропаганду наркотиков в Сети. Эксперты пока не понимают, как можно будет трактовать эту поправку, если она вступит в силу
Глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Василий Пискарев подготовил законопроект, который ужесточает уголовное наказание за пропаганду наркотиков, если для этого используется интернет. Об этом он рассказал сразу после выступления Владимира Путина на коллегии МВД, где президент вновь призвал ужесточить наказание за пропаганду наркотиков.
Теперь планируются поправки к статье о склонении к потреблению наркотических средств: в закон будет добавлен отягчающий пункт «использование сети интернет при совершении преступления». Сейчас 230-я статья предусматривает лишение свободы до 15 лет, если пострадавший — несовершеннолетний или скончался.
А вот распространение информации о наркотиках в Сети пока административное нарушение. Максимальная ответственность — предупреждение для СМИ (после трех — издание закрывается), блокировка отдельных страниц и штраф до 1 млн рублей. В январе правительство предложило увеличить его до 1,5 млн.
Депутат Василий Пискарев считает, что если кто-то склоняет кого-то к употреблению наркотиков и использует для этого интернет — то есть работает на широкую аудиторию — наказывать за это нужно реальным сроком. Причем, большим. Важный вопрос — что считать склонением к употреблению? Вот что говорит автор поправки:
Василий Пискарев глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции «Склонения — это некие действия, направленные на то, чтобы возбудить у молодого человека или подростка желание употреблять наркотики. Это на сегодня является предметом правового урегулирования, именно действия по возбуждению желания: уговоры, психическое воздействие, интеллектуальное. Какими-то посылами, может быть, угрозами достигнута цель, чтобы подросток употреблял наркотики. Вот такая деятельность должна быть пресечена».
Подросток слушает русский рэп. А подростки его слушают. Рэперы читают о наркотиках и далеко не всегда в негативном контексте. Человек хорошо за тридцать слушает Найка Борзова или «Агату Кристи». В конце концов, электорат разного возраста слушает потенциального кандидата в депутаты Госдумы Сергея Шнурова. Должны ли все эти исполнители собирать сумки? Или нужно ли им будет срочно удалить из интернета (что невозможно в принципе) все свои опасные песни и клипы в случае принятия этой поправки? Ответить на эти вопросы Business FM депутат Пискарев не смог — был слишком занят.
Но ладно звезды шоу-бизнеса, поправка ставит и куда более серьезный вопрос, касающийся человеческих жизней, говорит заместитель генерального директора благотворительного фонда «Гуманитарное действие» Алексей Лахов.
Алексей Лахов заместитель генерального директора благотворительного фонда «Гуманитарное действие» «Наша организация уже очень давно работает в сфере снижения вреда, такого комплексного подхода к оказанию помощи наркозависимым людям, которые еще не готовы отказаться от употребления наркотиков, но при этом готовы обменивать использованные шприцы на новые, получать помощь в связи с ВИЧ-инфекцией и так далее. И здесь мы для того, чтобы привлечь этих людей в наши программы, распространяем определенные информационные материалы, причем как в виде газеты, например, для наркопотребителей, так и в интернете. Как мы будем теперь писать о том, что они могут прийти в наши программы и там узнать, как избежать передозировки наркотиков?»
Еще вопрос: грозит ли срок Юрию Дудю и героям его фильма о ВИЧ, которые рассуждают о зарубежном опыте заместительной терапии? В статье 230 сказано, что ее действие не распространяется на случаи пропаганды применения инструментов и оборудования, используемых для потребления наркотических средств, если это делается в целях профилактики ВИЧ-инфекции и других опасных инфекционных заболеваний. Но в этой же статье говорится, что делать это можно только по согласованию с органами исполнительной власти в сфере здравоохранения и органами внутренних дел.
Отчасти успокаивает то, что автор законопроекта сравнивает свою поправку с аналогичной, принятой ранее относительно пропаганды суицида в Сети. Тот закон приняли и теперь ведут борьбу с группами типа «Синий кит», но, например, Сергей Чиграков — он же Чиж, спевший о солдатике, который сделал то, о чем нам запрещает говорить Роскомнадзор, — все еще на свободе.