Использование американских санкций во внутриполитической борьбе?
Лента новостей
Латвийские власти перевели под контроль государства два главных порта страны после попадания одного из богатейших людей Латвии в «список Магнитского»
Айварс Лембергс не последняя фигура в латвийской экономике и политике. Мэр Вентспилса, второго порта Латвии; один из самых популярных политиков и богатейших граждан страны; президент Латвийской ассоциации транзитного бизнеса, одного из ключевых деловых объединений республики.
Как у любого колосса, у Лембергса яркое прошлое. Взять хотя бы историю о том, как в 90-е он неожиданно получил от друга-доцента огромное наследство, стал миллионером и использовал деньги для создания бизнес-империи. Были спекуляции, что средства принадлежали усопшему только номинально. Были и уголовные дела: коррупция — в том числе взятки в особо крупном размере, торговля влиянием. Но каждый раз Лембергс только подтверждал свой «тефлоновый» статус — до этой недели.
В минувший понедельник Вашингтон ввел санкции против бизнесмена в рамках «закона Магнитского». По данным OFAC, Лембергс «контролирует коррумпированных политиков и систематически эксплуатирует их для собственной выгоды». Подконтрольными ему организациями названы управление Вентспилсского свободного порта и Латвийская ассоциация транзитного бизнеса — с ними американским юрлицам предписано разорвать сотрудничество.
Рига отреагировала моментально: в течение нескольких дней был принят закон о национализации порта Вентспилса, а заодно и Рижского порта, и начаты переговоры о снятии санкций. Ситуацию оценивает президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПБГУ Николай Межевич.
Николай Межевич президент Российской ассоциации прибалтийских исследований, профессор СПБГУ «Санкционные инструменты известны со времен Древнего Рима, но впервые в нашей практике мы наблюдаем использование международных санкций как инструмента во внутриполитической борьбе. Потому что получилась довольно странная ситуация: в течение 25 лет правительство Латвии практически не контролировало два крупнейших порта — Вентспилсский и Рижский. Все правительства Латвии неоднократно пытались эту проблему решить, но цивилизованным путем. В Латвии, где все знают всех, сделать это оказалось довольно сложно. И поэтому был найден такой нестандартный вариант. Никакого обвинения Лембергсу не предъявлено, тем не менее то судебное решение о фактической краже активов уже принято. То есть на основании заявления регулирующего органа дружественного, но чужого государства принято решение не о выкупе, а о конфискации».
В Латвии Лембергс считается если не пророссийским, то близким к Москве политиком. Как минимум потому, что основа бизнес-окружения Лембергса — транзитные перевозки, в первую очередь российских товаров. В частности, крупные операции в Вентспилсе осуществляет «Роснефть» — в прошлом году компания заключила двухлетний договор на перевалку через порт более 3 млн тонн нефтепродуктов. Хотя были и конфликты — в нулевых Лембергс не продал «Транснефти» долю в крупном наливном терминале в Вентспилсе, после чего российский нефтяной транзит через Латвию серьезно сократился. О значении Лембергса для Москвы рассуждает руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память», эксперт в области российско-латвийских отношений Владимир Симиндей.
Владимир Симиндей руководитель исследовательских программ фонда «Историческая память» «Лембергс никогда не был аффилирован с Москвой. Если мы вспомним события конца 90-х годов, то он был лоббистом так называемой ЗТС (западной трубопроводной системы), чтобы все шло через Вентспилс. И у него были большие возможности, что называется, ногами открывать двери в Москве. Еще в свое время многие удивлялись его способностям добиваться определенных преференций в Москве. Поэтому уж точно он не был на поводу у Москвы, скорее пытался задавать тон, но вовремя был остановлен. Главное — это, в общем-то, наглядный пример того, что совершенно справедливо Россия диверсифицировала риски и значительную часть транзита перевела в свои порты в Ленинградской области. В общем, надо завершить эту эпопею и окончательно отказаться от транзита через Латвию».
Сам Лембергс заявил латвийскому агентству LETA, что о скором введении санкций ему заблаговременно сообщили «рижские воробушки» и что никакого влияния на него санкции не окажут. При этом супруга политика в пятницу пожаловалась в Facebook на блокировку счетов — по ее словам, теперь она «не может купить даже хлеб и воду».
Виновниками введения санкций Лембергс считает министров юстиции и иностранных дел Латвии. Глава МИД уже ответил в Twitter, что не имеет отношения к действиям Минфина США, а если «в голове чирикают рижские воробушки, то нужно говорить со специалистом, а не с журналистами».