Сможет ли государство изымать криптовалюту?
Лента новостей
МВД совместно с другими силовыми ведомствами должны разработать предложения к концу 2021 года по аресту криптовалют и других виртуальных активов. Эксперты говорят, что для реализации есть ряд технологических сложностей
Судебные решения, когда криптовалюту признавали имуществом, в России уже есть. В частности, по одному такому решению должник был обязан передать свои биткоины в конкурсную массу. Но механизма изъятия нет. Другими словами, даже если есть решение изъять криптовалюту, исполнить это никто не может.
С правовой точки зрения такой механизм нужен, говорят участники рынка. Но вот технически его реализовать будет очень сложно: криптовалютные кошельки анонимные, и перевод с одного кошелька на другой можно производить без третьих лиц, без участия банков и других посредников. То есть невозможно запретить перевод средств с одного криптокошелька на другой криптокошелек. В связи с этим есть сомнение, что механизм изъятия будет действовать в полной мере, говорит сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox Владимир Смеркис.
Владимир Смеркис сооснователь платформы для криптофондов Tokenbox «Если хакеры или мошенники завладеют, например, биткоинами, они могут быстро их перевести куда-то в другое место, и единственное, что могут сделать правоохранительные органы и регуляторы, — это отметить эти биткоины как «грязные» или «черные», и тогда уже обналичить их легальным образом будет сложно. Такой механизм существует на разных криптовалютных биржах, когда клиент проходит так называемую процедуру KYC — Know Your Client — и биржа не принимает «грязные» средства, которые были помечены как подвергнутые хищению или мошенническим действиям».
В теории это так, но на практике, например в Москве, есть множество теневых криптообменников, где без каких-либо документов люди обменивают виртуальную валюту на наличные деньги. Да и законодательно статус криптовалюты в России никак не определен. Хотя это, возможно, и не препятствие, считает независимый эксперт Михаил Чеканов.
Михаил Чеканов независимый эксперт «В любом случае будут активы, которые абсолютно нелегальны с точки зрения действующего законодательства и тем не менее представляют собой определенную ценность. Точно так же, как в случае с незаконным оборотом веществ или оружия: они точно так же изымаются, уничтожаются либо используются по назначению в случае наличия такой возможности. То есть, если это будет относительно распространенный биткоин, который может быть изъят, он может быть использован в каких-либо других активностях с точки зрения государства».
В феврале этого года криптоактивы для силовиков частично вышли из слепой зоны. Тогда пленум Верховного суда решил, что статьи Уголовного кодекса о легализации преступных доходов должны распространяться и на криптовалюту. А в случае конфискации, видимо, будут просто убеждать — например, передать пароль. Убеждение у силовиков — это ведь тоже механизм.