Меркель о Шираке: «Это был замечательный партнер и замечательный друг»
Лента новостей
Во Франции на 87-м году жизни скончался экс-президент Жак Ширак. Свои соболезнования его вдове направил Владимир Путин
Реакция на смерть Жака Ширака оказалась не совсем типичной. Конечно, поскольку речь идет о бывшем главе государства, многие лидеры уже послали официальные соболезнования — как и положено по протоколу. Но очень многие высказывались в персональном ключе. Именно Ширак как человек и как личность, а не Ширак как президент. Как уже сказала о нем канцлер ФРГ Ангела Меркель, это был «замечательный партнер и замечательный друг». О человеческом измерении Ширака вспоминает и бывший мэр Москвы Юрий Лужков.
Юрий Лужков второй мэр Москвы «Время у нас было очень тяжелое — 90-е годы. Ни промышленности, ни продовольствия. Жак Ширак помогал. Могу даже в личном плане сказать, когда я оказался в больнице, так он приехал в больницу для того, чтобы меня поддержать. Это Жак Ширак. Потом я много раз с ним встречался, когда он уже был президентом страны. Это было в основном по делам, связанным по развитию Москвы, экономической системы города — он всегда меня принимал».
Ширак известен жесткой оппозицией американскому вводу войск в Ирак в 2003 году, который он называл «авантюрой», и тем, что он стал первым французским президентом, который признал ответственность Франции за депортацию евреев в немецкие концлагеря. Но многие не знают, что Ширак был всегда исключительно привязан к России и говорил по-русски. Рассказывает французский писатель Марек Хальтер, который был близко знаком с Шираком:
Марек Хальтер писатель, журналист, общественный деятель «Прекрасный человек. Он очень любил русскую культуру, русский язык, русскую литературу. Когда ему было 12 лет, он читал Толстого и потом просил свою маму, чтобы она ему нашла профессора по русскому языку. Он был прекрасный президент. Он сделал многое для Франции, хотел, чтобы Россия была частью Европы. Он работал на это. Генерал Шарль де Голль говорил, что на кладбище есть много прекрасных людей, так будет еще один. Это жизнь. И смерть — это часть жизни».
Несмотря на то, что Ширак был правым политиком, он признавался, что ему всегда нравились левые, а в юности он вообще подумывал о том, чтобы стать членом компартии. В 1995 году внутри партии RPR возникло жесткое противостояние Жака Ширака и Эдуара Балладюра. Оба они собрались идти в президенты. Как говорили их политические соратники: если поддерживать Балладюра и президентом станет Ширак, он нам это простит. Если наоборот, то Балладюр не простит никогда. И оказались правы. Так, например, ярый сторонник Балладюра, тогдашний министр образования Франсуа Байру сохранил свой пост после избрания Ширака президентом.