«Бегут не от работы, бегут от бедности». Почему медики все чаще объявляют «итальянские» забастовки?
Лента новостей
Председатель профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева считает, что «итальянская» забастовка не дает быстрого эффекта, но обращает внимание на проблему
В Великом Новгороде сотрудники детской областной больницы объявили, что будут выполнять только обязанности, прописанные в трудовом договоре. Они требуют доукомплектации кадров, повышения зарплат, оснащения больницы новым оборудованием и медикаментами. Подействует ли такой способ протеста и почему в разных регионах зарплаты медиков отличаются в разы?
В реанимации новгородской детской больницы 26 врачебных ставок, а работают десять человек, то есть в среднем по 2,5 ставки на врача. При этом они вынуждены пользоваться оборудованием 1970–1980-х годов, а медикаментов не хватает.
Кроме того, анестезиолог выполняет функции лаборанта — сам делает анализы — или трансфузолога, который вообще один на больницу. Заведующий ЛОР-отделением Руслан Уразгалиев говорит, что руководство медучреждения сначала уволило у него нескольких врачей, а потом сократило эти штатные единицы.
Руслан Уразгалиев заведующий ЛОР-отделением «А кто должен выполнять их работу? С нами дополнительных соглашений не заключали. Во многих отделениях уже осталось по одному доктору-специалисту. Эндокринология — сейчас доктор увольняется, его не сократили, но создали такие условия, что работать невыносимо. Аллергология — доктор уволился, один остался. Неврология — тоже один доктор в отделении работает. А если с этим одним доктором что-нибудь случится, он, допустим, уйдет в отпуск или заболеет?»
Ставка врача ЛОР-отделения — 20 тысяч рублей. Но дело не только в оплате труда. При перегрузках врач может делать ошибки, а ведь это касается детей. Председатель межрегионального профсоюза «Альянс врачей» Анастасия Васильева говорит, что такой метод, как «итальянская» забастовка, хоть и не дает быстрого эффекта, но обращает внимание на проблему.
Анастасия Васильева председатель межрегионального профсоюза «Альянс врачей» «Чиновники хотя бы начинают понимать, что врачи загнаны. Пока грандиозных результатов нет, но тем не менее что происходит? Во-первых, начинаются проверки прокуратуры. Мы готовим официальные обращения в различные надзорные органы. Приезжает министр, начинает выяснять, в чем проблема. Ну, они, конечно, начинают психологически давить, что все в порядке, что ничего делать не нужно, никаких забастовок. А сколько мы пробовали договариваться — и родители выходили в Министерство здравоохранения Новгородской области, обращались к губернатору, митинги устраивали. Но никто ничего не делает! Если они сейчас наши требования не выполнят, следующим этапом будут массовые увольнения».
По данным СМИ, «итальянскую» забастовку 15 сентября намерены начать работники скорой помощи в Петрозаводске. Аналогичные акции проходили в Пензе и Орле.
В городе Старая Русса таким образом бастует хирург Александр Кашицин. Там после оптимизации центральная больница, рассчитанная на 45 тысяч населения, стала обслуживать более 100 тысяч. При этом сократили штат. В хирургии на 50 больных — два врача, а подработка исчисляется от голого оклада, размер которого — 10,5 тысячи рублей. При этом власти пытаются заманить молодых специалистов, говорит Александр Кашицин.
Александр Кашицин хирург «Раньше был журнал «Крокодил». Я из того старого советского поколения. Мне нравилось всегда: чукча едет на олене, и, чтобы олень бежал вперед, впереди вешают морковку. Что сейчас происходит у нас? Нас разделили. Молодые доктора приезжают, им дают подъемные: 500 тысяч рублей на приобретение жилья. Есть врачи, которые приехали работать за миллион по программе «Земский доктор». Мы обратились к нашей власти, говорим: «Ну мы-то все-таки заслуженные. Давайте мы вступим в эту программу «Земский доктор». Нам отказывают. Так и получается, что молодежь они сейчас пытаются заманить — она получает опыт, поднимается и уезжает. Люди готовы работать. Мои коллеги бегут не от работы, а бегут от бедности».
Коллега доктора Кашицина уехал в Люберцы — там работы в три раза меньше, а зарплаты в три раза больше. Амбулаторный врач в Петербурге получает минимум 70 тысяч рублей. Почему в Новгородской области медики зарабатывают так мало? Ведь майские указы для всех одинаковы.
Разница — в доходах самого региона. Если средняя зарплата в области низкая, то и 200% от нее тоже невеликая сумма, поясняет директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики Лариса Попович.
Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения Высшей школы экономики «Просто мало денег, реально мало денег в Новгороде для того, чтобы платить такую же зарплату, как, например, в Петербурге. Нужно вообще переходить к тарифной сетке, не завязанной на среднюю зарплату по экономике. Врач не должен страдать, что работает в депрессивном регионе».
В конце августа министр здравоохранения Вероника Скворцова высказалась за то, чтобы ограничить работу медиков по совместительству. Однако врачи берут две ставки не от хорошей жизни — зачастую только так они могут иметь более-менее достойный заработок. Хотя указ президента касается не доходов врача вообще, а одной ставки.
Еще цифры от министра — в России не хватает 25 тысяч врачей. Однако на 700 тысяч штатных единиц у нас 500 тысяч работников. Вычитайте сами. «Итальянская» забастовка позволяет обезопаситься от юридических проблем, ведь все нормы выполняются. Но жизнь организации одними нормами ограничиваться не может. Значит, ее работоспособность падает. Так что этот мягкий способ протеста может быть достаточно эффективным.