«Нас устроят и $40». Орешкин заявил о готовности России к падению цен на нефть
Лента новостей
Российский бюджет и платежный баланс не испытают серьезного давления, сказал ТАСС глава Минэкономразвития. Согласны ли экономисты с этим утверждением?
В случае падения цены на нефть до 40 долларов за баррель российский бюджет и платежный баланс не испытают серьезного давления. Об этом заявил министр экономического развития Максим Орешкин в интервью ТАСС.
«Мы с саудитами поменялись местами на нефтяном рынке: им нужно 70 долларов за баррель, а нас устроят и 40. Хотя, конечно, лучше 60 — это оптимальная цена», — заявил Орешкин.
Business FM попросила экономистов прокомментировать оптимистичные заявления главы Минэкономразвития. Главный экономист ПФ «Капитал» Евгений Надоршин согласен с утверждениями Орешкина лишь частично.
Евгений Надоршин главный экономист ПФ «Капитал» «Я соглашусь с тем, что в федеральном бюджете все будет в порядке, без дефицита, при не очень больших усилиях. Если говорить о платежном балансе, то такой уверенности у меня нет: все будет зависеть от того, как отреагирует импорт, по крайней мере, в части импортозамещения в существенной степени политика оказалась провальной, поэтому страна до сих пор зависит от импорта большого количества разных товаров. И надо понимать, что отсутствие развития в последние годы, скорее, привело к тому, что импорт не сильно завышен, поэтому снижение цен на нефть, в отличие от предыдущих лет, может не привести к существенному снижению товарного импорта, что естественным образом повлияет негативно на платежный баланс. И сказать, что с точки зрения платежного баланса 40 долларов за баррель комфортны, я уже не берусь, особенно учитывая, что в этих условиях у нас все равно, скорее всего, останется отток капитала, поэтому с точки зрения валютного рынка ситуация с 40 долларами за баррель крайне некомфортна. Собственно, что дальше? Сказать, что, например, экономика при 40 долларах за баррель будет расти, как это заложено в официальные прогнозы, не возьмусь, более того, я практически уверен, что в экономике в этой ситуации, при средней цене за год 40 долларах за баррель, будет рецессия. Надо понимать, что, если это 40 долларов на день появятся, а потом мы отскочим, это ни о чем».
Падение цены на нефть до 40 долларов за баррель может оказать сильное психологическое влияние, отмечает экономист Евгений Гонтмахер.
Евгений Гонтмахер экономист «Если говорить о цифрах в сухой экономической статистике, то действительно никакого особого давления не будет, потому что накоплены очень значительные резервы. У нас же профицит бюджета уже не первый год, у нас Фонд национального благосостояния уже достигает нескольких триллионов рублей, при этом бюджет очень экономен, он очень мало тратит, например на социальные программы по сравнению с тем, что было бы необходимо. Наверно, действительно давления не будет. Но здесь очень важный момент: падение цены на нефть до 40 долларов за баррель окажет очень сильное психологическое влияние, потому что любое довольно резкое падение цены на нефть означает, что в любой момент может быть падение ниже, то есть какой-то тренд. И ожидания того, что будет дальше, — это деструктивный фактор и для бизнеса, и для тех, кто принимает решения, в том числе в правительстве. Если сегодня 40, завтра может быть 30. И тогда получается, что резервы есть, но они же тогда не будут наращиваться, они будут довольно быстро проедаться».
В августе Минэкономразвития понизило прогноз цены на нефть по итогам 2019 года более чем на доллар — до 62 долларов 20 центов за баррель. Также был скорректирован прогноз по следующему году — 57 долларов вместо предполагавшихся ранее 59 долларов 70 центов.