«Это уже диагноз». Почему заявления о массовых увольнениях врачей звучат все чаще?
Лента новостей
Вслед за медиками из Нижнего Тагила о намерении уволиться заявили хирурги единственной больницы в Трехгорном
И снова увольнения врачей: вслед за Нижним Тагилом о намерении уйти с работы заявили хирурги единственной больницы в городе Трехгорном Челябинской области. Причина — высокие нагрузки и низкие зарплаты.
По словам одного из врачей, с которым пообщалась Business FM, его коллеги выразили намерение уволиться с сентября. Впрочем, позже появилась информация, что их все-таки уговорили остаться. Что происходит в больницах в российских регионах и почему заявления о массовых увольнениях и «итальянских забастовках» врачей звучат все чаще?
Трехгорный — небольшой закрытый городок в Челябинской области с населением 33 тысячи человек. Основное предприятие здесь — завод, занимающийся производством ядерных боеприпасов, а единственная больница — медсанчасть, работающая в системе Федерального медико-биологического агентства, которое занимается обслуживанием предприятий «Росатома» в закрытых городах.
Как рассказал Business FM один из врачей, хирург с 30-летним стажем Станислав Редькин, его коллеги увольняются из-за высоких нагрузок и низких зарплат: последние три года ситуация только хуже. Работать невозможно — в день на полторы-две ставки плюс ночные дежурства, рассказывает Редькин.
«У меня как у заведующего отделением оклад 7800 рублей. Это оклад, на который как раз и происходят все остальные начисления. Для сравнения: в Челябинской области у врача оклад 22 тысячи рублей, а у меня 7800. У них за выслугу, за вредность, за стаж, за категорию процентные надбавки идут на оклад в 22 тысячи рублей, а у меня на мой оклад такие же процентные надбавки. Все остальное — это различные стимулирующие выплаты, попытки догнать наш уровень зарплаты до предписанного президентом — 200%. Конечно, у них не получается, потому что слишком много надо доплачивать. Я могу сказать по июлю: я отработал за троих, на три ставки, за это получил с начислениями 76 тысяч рублей. Но есть закавыка: у меня идет доплата за социальные дни, за ребенка-инвалида. Когда я пересчитал, выяснилось, что, если бы я не сходил в социальные дни, а просто отработал этот месяц, я бы получил приблизительно на семь тысяч рублей меньше. У меня выходили дни, когда я ночевал дома вcего три дня в неделю, все остальное время я проводил на работе».
Как говорит Станислав Редькин, проблему сразу не решить: в медсанчасти нужны еще врачи. Но если заманить их более высокой зарплатой, то уволятся те, кто уже здесь работает. Некоторых профильных специалистов, например лора, нет уже два года.
Серьезно обеспокоены и жители Трехгорного. В местных сообществах «ВКонтакте» пишут: «Кошмар, что творится в нашей медсанчасти? Мы скоро совсем без врачей останемся», «По факту хирургическое отделение закрывают, оперировать будет некому».
Еще больше пугает то, что ситуация очень похожа на происходившее на днях в Нижнем Тагиле, где хирурги стали массово увольняться из-за слишком высокой нагрузки после закрытия одной из больниц. Истории похожи, признает заместитель председателя Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения Алексей Чемоданов.
Алексей Чемоданов заместитель председателя Свердловской областной организации профсоюза работников здравоохранения «Челябинская область — такая же промышленная территория, как и Свердловская область, и в тех городах, где происходят эти события, я думаю, это уже диагноз. Самая гигантская проблема — это не просто нехватка медицинского персонала, но, собственно, финансирования лечебных учреждений в полном объеме, естественно, с дежурствами, но не 12 раз в месяц. Это, к сожалению, не исполняется».
Количество историй растет как снежный ком. СМИ писали, что история нижнетагильских хирургов подтолкнула к увольнениям травматологов центральной городской больницы Пятигорска. Сотрудники скорой помощи в Петрозаводске тоже грозят «итальянской забастовкой».
Можно посмотреть, как исполняются майские указы президента, по которым зарплата врачей должна вдвое превышать среднюю по региону: в прошлом году целевые показатели формально были достигнуты в 16 регионах. Но и здесь всегда были вопросы к тому, как рассчитывается средняя зарплата врачей, говорит директор Института экономики здравоохранения ВШЭ Лариса Попович.
Лариса Попович директор Института экономики здравоохранения ВШЭ «Она рассчитывается именно как средняя, просто вот средняя по всему региону. При этом министерством здравоохранения разрешено различие между руководящим составом медицинского учреждения и рядовым составом по заработной плате в пять-восемь раз. Понятно, что когда это все усредняется, то суммарный показатель выполнения указов президента может быть вполне благополучным, а когда начинаешь спускаться ниже, то получается, что он благополучен за счет того, что где-то идут перекосы с сильным превышением заработной платы, а где-то, естественно, не хватает».
По информации Business FM, пока врачей в Трехгорном Челябинской области все-таки уговорили остаться, пообещав прислать в медсанчасть еще хирургов. В Нижнем Тагиле пять хирургов пока тоже отозвали заявления об увольнении, так как к их проблеме было привлечено внимание.
Широко разошлось по соцсетям фото со встречи главы областного Минздрава с врачами. Получилось комично: чиновник в несколько раз шире худенького хирурга, а в комментариях смеются, что, «кажется, причина ухода врачей из больниц налицо».
Министр здравоохранения Вероника Скворцова высказалась за то, чтобы ограничить работу врачей по совместительству. «Нужно вернуться к пониманию нормы труда. Очевидно, что совместительство тоже должно иметь ограничения сверху», — сказала она.