РБК: Трутнев призвал Путина пустить иностранцев на арктический шельф
Лента новостей
В письме президенту вице-премьер, по данным источников издания, утверждает, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции
Вице-премьер по развитию Дальнего Востока и Арктики Юрий Трутнев направил президенту России предложение привлечь иностранцев и частные компании на арктический шельф, чтобы не срывались сроки его освоения. Как сообщает РБК, в письме говорится, что госкомпании, допущенные к шельфу, срывают сроки бурения скважин из-за отсутствия конкуренции.
Юрий Трутнев предупредил Владимира Путина, что арктический шельф сейчас «не работает на экономическое развитие России». По его данным, с 2012 года, когда право на доступ к шельфу получили только «Газпром» и «Роснефть», правительство выдало им 69 лицензий на разведку и добычу нефти и газа, обязав пробурить 86 скважин за 20 лет. Но за 7,5 года освоения Арктики пробурили всего пять скважин.
Запрета на участие иностранных компаний в освоении шельфа нет, зато есть санкции со стороны США на поставку ключевого оборудования, говорит генеральный директор компании «Инфотэк-терминал» Рустам Танкаев.
Рустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал»«Все технологии, связанные с работой на шельфе, завязаны на плавучей или базирующейся на дне платформе. США, страны Организации экономического сотрудничества и развития, ввели санкции против того, чтобы нам эти платформы предоставлять на любых условиях, в том числе в аренду и продавать. Иностранных компаний, желающих работать на нашем шельфе, очень много, но все попытки начать работу сталкиваются с очень жестким противодействием со стороны США. Когда пришел Трамп, была надежда на то, что он даст возможность заработать американским и международным компаниям на российском шельфе, но ничего не вышло. Попытка Eni совместно с «Роснефтью» пробурить скважину на шельфе Черного моря окончилась абсолютной неудачей. США пригрозили очень серьезными санкциями компании, которая предоставила платформы для бурения. Дело вовсе не в том, что мы кому-то запрещаем работать на нашем шельфе, а в том, что эту работу блокируют США».
Выход — производить собственные плавучие платформы, но до сих пор все попытки сделать их в России заканчивались неудачей, отмечает Рустам Танкаев. На налаживание производства необходимо как минимум пять лет и внушительные финансовые вливания со стороны государства.
Вице-премьер Юрий Трутнев считает, что заманить иностранные компании на российский шельф можно льготными условиями — по так называемой норвежской модели: у местной госкомпании остается 30-процентная доля в проекте, остальное получают частные компании и иностранцы. Но эта модель крайне невыгодна для России, поскольку означает потерю контроля над шельфом, считает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.
Александр Пасечник руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности «Есть определенные сложности. Это и конъюнктурные, и санкционные проблемы, и, если говорить об иностранном капитале, иностранных компаниях, введение против нас санкций. Альянсы же были, на них возлагались большие надежды, иностранцев никто не выгонял — пожалуйста, работайте. Вопрос доли. Если принимать во внимание норвежскую модель, которую сейчас предлагает Юрий Трутнев, по сути, это утрата контроля. Логическое объяснение, что это все-таки стратегическая зона. Модель, которая существует, когда иностранцы участвуют 33 процентами и контроль остается за госкомпанией, в принципе, работает, но не работает по причине отсутствия интересантов в данный момент».
Вице-премьер Юрий Трутнев давно выступает за более активное развитие шельфа Арктики. В марте 2019 года он сказал в интервью «Интерфаксу», что, если не начать разрабатывать месторождения на шельфе в ближайшие годы, эти запасы перестанут быть востребованы во время жизни следующих двух поколений.
По словам Трутнева, сейчас «Роснефть», «Газпром» и его «дочка» «Газпром нефть» обладают исключительным правом работы на шельфе Арктики и поэтому не заинтересованы форсировать его разработку. Обе компании обеспечены запасами нефти и газа на суше более чем на 20 и 100 лет соответственно. Упущенную выгоду от медленного развития проектов на российском шельфе эксперты оценивают в 18 трлн рублей.