«Суть отцовского капитала — поддержка экономического благополучия многодетной семьи»
Лента новостей
Сергей Рыбальченко, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по поддержке семьи, в интервью Business FM пояснил, что такое отцовский капитал и чем он отличается от материнского
В Общественной палате объяснили идею отцовского капитала, которую не понял министр труда Максим Топилин. Предложение о появлении в России отцовского капитала было озвучено в докладе комиссии ОП по поддержке семьи в конце мая.
Идея заключается в том, чтобы дополнить материнский капитал, который однократно выделяется за второго или последующего ребенка, дополнительной выплатой за третьего.
Назвать капитал «отцовским» предлагается потому, что, по данным авторов доклада, инициатива о рождении третьего ребенка обычно исходит от отца. Выделять поддержку предлагают только при условии, что все дети родились и воспитываются в одной семье, а родители состоят в зарегистрированном браке.
Министр труда и социальной защиты Максим Топилин заявил, что не понимает логики авторов предложения. «Я просто не знаю, что имели в виду авторы, сложно понять ход мыслей», — заявил глава Минтруда на Петербургском экономическом форуме.
Объяснить идею Business FM попросила автора доклада об отцовском капитале, заместителя председателя комиссии Общественной палаты по поддержке семьи Сергея Рыбальченко.
— Расскажите, чем отцовский капитал будет отличаться от материнского и зачем он нужен?
— Во-первых, материнский капитал на сегодняшний день — федеральный, его размер — 453 тысячи рублей. Он выплачивается при рождении второго и последующих детей однократно. Есть региональный материнский капитал. Он существует в регионах с неблагоприятной демографической ситуацией. Размер его колеблется от 100 тысяч рублей и выше. Он зависит от решения региональных органов власти. Отцовский капитал — это наша общественная инициатива, которую мы предложили в рамках доклада Общественной палаты «Демография 2024. Как обеспечить устойчивый естественный прирост населения в Российской Федерации». Это предложение обсуждали достаточно долго в экспертном сообществе и с общественниками, но в узком кругу, его не выносили на обсуждение. Сейчас решили вынести на обсуждение. По нашему мнению, по нашему предложению, капитал должен выплачиваться на третьего и последующих детей, если дети рождены в одной семье, где папа и мама родные.
— Почему решили такое условие поставить?
— Во-первых, у нас была задача все-таки поддержать отца, ответственное отцовство, потому что, по оценкам социологов, во многих случаях, в большинстве случаев с инициативой рождения третьего ребенка выступает отец. Все-таки мы знаем про очень разные ситуации, которые происходят с материнским капиталом, есть случаи обналичивания. Много негатива выливается. Чтобы не было, во-первых, негатива, очень важно, чтобы это была семья устойчивая и там не возникал вопрос: а что с другими детьми у отца? Второе направление: мы считаем, что это должны быть не просто деньги, это все-таки должны быть ценности устойчивой многодетной семьи. Семьи, в которых появляется третий ребенок в одной семье, нужно особо выделить и поддержать. Причем таких семей большинство.
— В Минтруде заявляли ранее, что не получали никаких предложений о создании отцовского капитала. Министр Топилин сказал, что не понял логики авторов идеи. Как вы оцениваете шансы инициативы?
— На совете при президенте по реализации государственной политики по защите семьи и детей я выступал с предложением рассмотреть нашу инициативу. Татьяна Голикова предложила ее рассмотреть на экспертно-деловом совете по национальному проекту «Демография», деятельность которого координирует Минтруд. Я думаю, что в ближайшее время мы ее будем там рассматривать. Что касается того, что логика непонятна, на мой взгляд, может быть, непонятна, потому что не было достаточно объемных объяснений. В то же время мы в понедельник, 8 июля, в День семьи, любви и верности, в Общественной палате проводим общественное слушание по реализации этой общественной инициативы и по обсуждению направления использования отцовского капитала. С моей точки зрения, он кардинально должен отличаться от материнского капитала, потому что основная миссия материнского капитала — поддержать женщину при рождении ребенка, компенсировать те определенные потери по снижению ее трудовой мобильности, которые возникают, когда рождается ребенок. Это было заявлено в самом начале создания программы. Но отцовский капитал все-таки должен быть направлен на повышение экономической устойчивости и благополучия многодетной семьи. Поэтому, помимо обычных направлений, связанных с жильем (эта инициатива на сегодняшний день реализована в законе, это инициатива президента), фактически предложение по отцовскому капиталу является продолжением этой инициативы, направленным не только на образование детей, но и на другие направления. Например, на приобретение автомобиля, развитие фермерского хозяйства — на все то, что повышает экономическую устойчивость семьи и снижает риски бедности, поскольку в многодетной семье мама, как правило, во многих случаях не работает. Занятость среди женщин, имеющих трех и более детей, не более 60%, а если быть точным — 59%, по данным статистики, и основная нагрузка по обеспечению благополучия семьи ложится на папу. Как мы знаем, совсем недавно Татьяна Голикова об этом сказала, что половина многодетных семей у нас имеет среднедушевые доходы ниже прожиточного минимума. В данном случае инициатива отцовского капитала — это не просто выплаты. Он должен работать таким образом, чтобы помочь семье преодолеть трудности, связанные с большим количеством иждивенческой нагрузки, с большим количеством детей. Поэтому суть отцовского капитала как раз экономическая, а не просто выплатная, это не просто пособия, а именно поддержка экономического благополучия, экономической устойчивости многодетной семьи. Вот в этом главное его предназначение. На мой взгляд, пока еще Минтруд не оценил этого.
Сумму отцовского капитала предлагают сделать равной сумме материнского (сейчас это около полумиллиона рублей) и выделять ее единовременно.
Business FM спросила отцов и предпринимателей, как они относятся к инициативе. Председателю совета директоров группы компаний «Обухов» Дмитрию Амелину идея не очень нравится.
Дмитрий Амелин председатель совета директоров группы компаний «Обухов» «Трудно сказать, мне вообще как-то все это не очень нравится. Вместо того чтобы сделать так, чтобы у людей росли зарплаты, развивался средний или любой другой бизнес, рос уровень благосостояния и так далее, мы скатились к каким-то подачкам. Это как дистрибьютор работает: то скидочка на то, то зачет там, визовочка здесь и так далее, только продавай. И здесь чем-то таким отдает. Я как-то не очень это понимаю. Понятно, что должна быть какая-то стимуляция, понятно, это проблема, которая всех беспокоит, но я бы по-другому, наверное, распределял финансы нашего государства».
Ресторатор Аркадий Новиков идею Общественной палаты поддержал.
Аркадий Новиков ресторатор «Если эти деньги достанутся малообеспеченным семьям и поддержат их, как-то будут стимулировать рождаемость, я считаю, это здорово. Лишь бы деньги у государства были на эти цели, самое основное. Потому что деньги нужны, я знаю, денег все-таки не так много у государства».
Предпринимателю Александру Соркину как многодетному отцу идея однозначно нравится. Он одобряет то, что «финансовые потоки начинают течь в сторону людей».
Александр Соркин предприниматель «Я как многодетный отец, конечно, за. Однозначно я не против. У меня есть некоторые проблемы с тем, чтобы все были в одной семье рождены, но это можно исправить, так что я только за. Вообще, когда какие-то социальные льготы для нашего исстрадавшегося населения вводятся, когда финансовые потоки начинают течь в сторону людей, мне очень нравится, потому что обычно у нас все финансовые потоки идут только в противоположную сторону, то есть они фискальные, поэтому я за любое такое социально направленное начинание».
В понедельник, 8 июля, отцовский капитал станет предметом обсуждения на слушаниях в Общественной палате — Сергей Рыбальченко будет модератором дискуссии. В слушаниях примут участие члены ОП, депутаты Госдумы и представители исследовательских и общественных организаций.