Этика дороже денег: Национальная портретная галерея в Лондоне отказалась от финансирования семьи Саклер
Лента новостей
Саклерам принадлежит Purdue Pharma, производящая в США опиоидный обезболивающий препарат
Национальная портретная галерея в Лондоне отказалась от гранта в размере 1 млн фунтов от семьи миллиардеров Саклер, пишет The Guardian. Согласно пресс-релизу, было принято «совместное решение» не проводить транзакцию, поскольку «в свете недавних обвинений пожертвование может отвлечь галерею от ее важной работы».
Дело в том, что семье Саклер принадлежит один из ведущих производителей опиоидных обезболивающих в США — Purdue Pharma. Ежегодно десятки тысяч американцев умирают от злоупотребления опиоидными обезболивающими и наркотиками, в том числе героином.
Репутация Саклер находится не в лучшем состоянии. Например, вот как над ними шутит известный комик Стивен Кольбер:
«Многие винят фармацевтическую индустрию в опиоидном кризисе, но это только потому, что это их вина. По данным National Safety Council, четверо из пяти новых героинозависимых начинали со злоупотребления рецептурными обезболивающими. Даже когда покупаешь на Amazon, сайт пишет: «С этим товаром часто покупают... героин». Одна компания заработала на наших страданиях очень много денег — это Purdue Pharma. Фирма, принадлежащая семье Саклер, является ответчиком по сотням исков, в которых говорится, что Purdue занижала риски зависимости от своих обезболивающих, завышала данные об их пользе и убеждала врачей, что они не прописывают обезболивающие. Это справедливо. Ведь в клятве Гиппократа четко говорится: «Не навреди — если, конечно, это не прибыльно. Тогда вреди, вреди, вреди». В 2007 году Purdue Pharma признала себя виновной в сокрытии реальных рисков злоупотребления и выплатила штраф в 600 млн долларов. Как понять, что ты действительно плохо поступил? Когда тебя штрафуют на сумму в один крейсер-авианосец. Ну, правда, за это время компания заработала 35 млрд, так что у Саклеров все отлично».
Ранее стало известно, что Вашингтонский университет удалил сайт стипендиальной программы, спонсируемой компанией Саклеров. В начале года ряд деятелей искусства в США объявили бойкот любым выставочным пространствам, принимающим деньги у семьи миллиардеров. Возглавила протест известный арт-фотограф Нэн Голдин, которой в прошлом удалось излечиться от зависимости от препарата на основе оксикодона.
Можно ли констатировать все большее внимание бизнеса к этическим вопросам? Об этом рассуждает искусствовед и эксперт антикварного рынка Ирина Осипова.
Ирина Осипова искусствовед, эксперт антикварного рынка «Насколько я знаю, это первый громкий случай, когда музей отказывается от настолько крупного пожертвования. Согласна, что сейчас начинает очень громко звучать какая-то этическая сторона вопроса. Совсем недавно очень явно это прозвучало в связи с историей Майкла Джексона. На российские музеи я бы не стала переносить эту ситуацию. Все-таки у нас очень многие традиции были порушены. История частного бизнеса имеет не такую долгую историю, думаю, до этого у нас пока не дойдет. Хотя, наверное, если в Третьяковскую галерею принесут какие-то откровенно криминальные деньги, есть шанс, что они тоже откажутся».
Forbes оценивает состояние семьи Саклер в 13 млрд долларов. Их основной актив, компания Purdue Pharma, является ответчиком по более чем двум тысячам исков от людей с зависимостью от обезболивающих.