Евросоюз согласовал поправки к Газовой директиве
Лента новостей
Директива должна быть перенесена в законодательство в течение девяти месяцев. От нее зависит будущее «Северного потока — 2»
Представители Совета Евросоюза и Европарламента предварительно согласовали поправки к Газовой директиве ЕС, говорится в заявлении еврокомиссара по энергетике и климату Мигеля Каньете.
«У нас есть предварительное соглашение, оно пойдет на Coreper и в Европарламент на финальное одобрение», — уточняется в сообщении. Директива должна быть перенесена в национальное законодательство в течение девяти месяцев.
Согласованный вариант документа может лишить противников «Северного потока — 2» возможности отменить его строительство, пишет Rzeczpospolita. Издание приводит мнение аналитика варшавского Центра восточных исследований Шимона Кардася: теперь проект фактически получит иммунитет от европейского законодательства.
Оправдана ли такая оптимистичная позиция? Об этом рассуждает директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов Алексей Громов:
Алексей Громов директор по энергетическому направлению Института энергетики и финансов «Я бы поостерегся с позитивными заявлениями по этому поводу. Недаром последний вариант поправок в директиву носит компромиссный характер. Это отнюдь не означает, что «Северному потоку — 2» будет предоставлен иммунитет от действия норм Третьего энергетического пакета. Пока это поспешные выводы журналистов. Германия борется за преимущественное право принятия решений относительно того, будет ли «Северный поток» подпадать под нормы Третьего энергетического пакета или нет. Пока даже вариант директивы, который в Европе называют компромиссным, потребует серьезной бюрократической процедуры принятия: его должны утвердить и на уровне Еврокомиссии, и на уровне Совета Европы, и на уровне Европарламента. Думаю, борьба за юридический статус «Северного потока — 2» для ЕС будет идти в течение всего текущего года».
Цель газовой директивы ЕС — применить внутриевропейские нормы ко всем газопроводам, входящим на территорию Евросоюза. Были опасения, что на трубопроводы третьих стран распространят запрет поставлять газ и одновременно быть оператором газопровода. Это бы создало трудности «Газпрому», который выступает строителем и оператором «Северного потока — 2».
В итоговый вариант проекта попали предложенные Германией корректировки: теперь именно та страна ЕС, где находится первый пункт соединения газопровода, имеет полномочия вести переговоры о применении директивы. В случае с «Северным потоком — 2» речь идет о Германии, которая считается сторонником российского проекта. Однако это не решает всех проблем газопровода, говорит советник по макроэкономике генерального директора брокерского дома «Открытие» Сергей Хестанов:
Сергей Хестанов советник по макроэкономике генерального директора компании «Открытие-брокер» «Европейские директивы, регулирующие газовую сферу, накладывают много ограничений на проекты, которые попадают под эти директивы. Главный успех заключается в том, что «Северный поток — 2», возможно, в большей части будет освобожден от регуляторных ограничений. Это позволит технически быстро реализовать проект. Однако, с точки зрения финансовых результатов, вряд ли эти директивы окажут заметное влияние на прибыль проекта. Специфика транзита газа в Западную Европу такова, что газопроводы, не имеющие в своей структуре подземных газовых хранилищ, заведомо проиграют маршрутам, которые эти хранилища имеют. С одной стороны, можно порадоваться, что технических препятствий для реализации проекта стало меньше, с другой — это никак не улучшает экономику проекта в целом».
«Северный поток — 2» подразумевает строительство двух ниток газопровода общей мощностью 55 миллиардов кубометров газа в год от побережья России через Балтийское море до Германии.