Академики РАН заявляют о давлении
Лента новостей
Ученые возмущены тем, что звания почетных профессоров РАН могут присуждаться заочно, в обход решения членов президиума. Поводом для дискуссии стало возможное награждение этим званием Патриарха Кирилла
Свое открытое и довольно резкое несогласие выразили известные академики, члены авторитетного клуба «1 июля». В научной среде их зачастую называют старообрядцами в системе РАН. Именно 1 июля 2013 года ряд ученых высказались против реформ государственных академий, которые в итоге организовали отдельное неформальное сообщество.
Главная претензия членов клуба в том, что публичные выступления о присуждении звания почетного профессора как бы предвосхищают последующее решение президиума РАН. По их словам, это ставит в «крайне неловкое положение» как академию, так и возможных кандидатов. Более того, члены клуба отмечают, что само звание почетного профессора в уставе РАН не прописано.
Впрочем, у этого учреждения есть немало и других документов. Во всяком случае, ранее в интервью Business FM член президиума РАН академик Геннадий Месяц говорил, что академия присуждать звание почетного профессора может, и никаких нарушений здесь нет.
С 1997 года этого звания удостоились многие. Например бывший мэр Москвы Юрий Лужков и бывший генсек ООН Пан Ги Мун. Новым почетным профессором должен был стать предстоятель РПЦ Кирилл.
Как отметили в пресс-службе РАН, священнослужителя собирались наградить с формулировкой «За популяризацию науки и ее сближение с религией». Но после несогласия ряда академиков президиум академии объявил, что не будет награждать патриарха, а также обсудит целесообразность присуждения звания почетного профессора как такового. Вот что рассказал о происходящем вице-президент РАН Юрий Балега:
Юрий Балега вице-президент РАН «Мы должны посоветоваться с коллегами. Пока у нас некоторые члены академии, несколько человек, высказали сомнение, зачем нам присваивать такие почетные звания выдающимся деятелям, если они не занимаются чистой наукой. Потому что пока что я не могу ничего сказать — да или нет, будет или не будет. Я думаю, что в течение двух-трех недель мы это все решим для себя. Как вы знаете, в 2015 году РАН подверглась серьезным реформам: у нас были изъяты институты — и вот переходный период. Нас постоянно лихорадило, нас и сейчас продолжает лихорадить, мы никак не можем определиться с местом и ролью, которую должна играть российская академия в жизни нашей страны».
Еще одним почетным профессором РАН должна была стать глава Совета Федерации Валентина Матвиенко, но присуждение ей этого звания также отложили. Три года назад, кстати, Владимир Путин выразил недовольство тем, что такие звания, как академик и член-корреспондент РАН, присуждают людям, напрямую не связанным с наукой, в частности, чиновникам. «Они такие крупные ученые, что без них академия наук обойтись не может?» — спрашивал президент у бывшего главы РАН Владимира Фортова.
Что касается звания почетного профессора, очевидно, что оно носит символический характер. Тем не менее оно остается важным для самой РАН, которая отстаивает свои права. Ситуацию комментирует директор центра политологических исследований Финансового университета Павел Салин:
Павел Салин директор Центра политологических исследований Финансового университета при правительстве РФ «Не уверен, что Кремль будет вмешиваться в подобную ситуацию, потому что это не совсем его епархия. Здесь все-таки вопрос касается некоторых символических моментов. С другой стороны, есть академическое сообщество, которое и так обижено реформой. Если здесь еще Кремль начнет в эти решения, дискуссии влезать — ну зачем плодить проблемы на пустом месте? Потому что здесь никаких материальных интересов не стоит, а там где нет материальных интересов, уже нет и особого внимания со стороны власти».
Ряд академиков уже высказали свои пожелания. Так, вместо звания «почетный профессор» ученые предлагают учредить клуб друзей академии, так как профессор — одно из высших научных званий, и оно не может присуждаться людям, достигшим высот в других областях общественной жизни.