16+
Воскресенье, 24 ноября 2024
  • BRENT $ 75.28 / ₽ 7722
  • RTS792.67
24 октября 2018, 15:55 Финансы

Правительство может легализовать импорт без разрешения владельцев брендов

Лента новостей

Как пишут «Ведомости», поправки в Гражданский кодекс подготовила Федеральная антимонопольная служба. ФАС считает, что мера будет способствовать росту конкуренции

Автомобили в зоне таможенного контроля в морском торговом порту Усть-Луга.
Автомобили в зоне таможенного контроля в морском торговом порту Усть-Луга. Фото: Вадим Жернов/ТАСС

Обновлено в 20:05

Федеральная антимонопольная служба подготовила поправки в Гражданский кодекс РФ, легализующие импорт без разрешения владельцев товарных знаков (параллельный импорт). Как пишет газета «Ведомости», законопроект прорабатывается в Минэкономразвития России.

Сейчас брендовые товары для торговли официально разрешено ввозить лишь правообладателю или официальному дилеру. По данным издания, разрешение коснется не всего импорта вообще, а товаров, подпадающих под определенные условия: если они недоступны или их не хватает в России, цены на них завышены или если они качественно отличаются от аналогов, продаваемых за рубежом.

В ФАС отмечают, что соответствующая мера может способствовать росту конкуренции и снижению цен. Правда, с оговоркой: не разрешать параллельный импорт товаров, производство которых локализовано. По сведениям из другого источника, перечень товаров, которые не подпадут под разрешение, должен утверждаться правительством. О плюсах и минусах возможного разрешения рассказала директор департамента по работе с клиентами компании Vector Market Research Дина Григолая:

Дина Григолая директор департамента по работе с клиентами компании Vector Market Research «С одной стороны, уменьшение ограничений и доступ большего числа участников на рынок для перепродажи оригинальной продукции производителей других стран ведет к увеличению возможности приобретения более выгодных по цене товаров. С другой, это впускает на рынок довольно много участников, а потребитель оказывается в зоне риска, получая товар, которой не обязательно оригинален. Плюс ко всему для отечественного рынка это убивает внутреннее производство. Если можно привозить по более выгодной цене и получить рынок сбыта, то зачем производить на месте? В определенном смысле это подрывает интенции на инвестирование в российскую экономику в виде строительства предприятий, увеличения числа рабочих мест. Для импортных производителей возникает очень много дополнительных задач, связанных с поддержанием качества товара на территории страны, это другие расходы на маркетинг, логистику, охрану».

Ранее федеральные власти заявляли, что готовы были бы разрешить параллельный импорт детских товаров, автозапчастей и лекарств. Фармацевты заявляют, что в ближайшей перспективе такое осуществить невозможно. Идею прокомментировал генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев:

Виктор Дмитриев генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей «Вся фарма, включая регуляторов и бизнес, выступают против этого. По опыту других стран видно, что это первый путь для попадания фальсифицированных лекарственных средств. С другой стороны, если в Москве по пятницам выстраиваются машины на дачи, то в Калининградской области основная часть людей выезжает в Польшу или Литву, откуда они везут лекарства, которые нередко бывают дешевле, чем в России. Успешность реализации идеи будет упираться в вопрос регулировки. Я думаю, в ближайшее время параллельного импорта лекарств у нас не будет».

О других рисках говорит гендиректор международного фармхолдинга «АстраЗенека», Россия и Евразия» Ирина Панарина:

Ирина Панарина гендиректор международного фармхолдинга «АстраЗенека», Россия и Евразия» «Для реализации параллельного импорта, во-первых, нет правовой базы, поскольку решение о параллельном импорте должно приниматься с участием Евразийской экономической комиссии. И на данный момент такое решение принято не было. Еще один фактор, осложняющий параллельный импорт, связан с рисками для безопасности пациентов. Но это, пожалуй, одно из основных препятствий. Этот риск намного весомее, чем ожидаемая экономия от данного законопроекта. Отсутствие возможности контролировать качество лекарственных препаратов на всех этапах дистрибуции. Дополнительной сложностью, несомненно, является невозможность интеграции механизма параллельного импорта в рамках системы мониторинга движения лекарственных препаратов, поскольку она предполагает ответственность держателя регистрационного удостоверения за качество и оригинальность промаркированного препарата. Но и в том числе препарат, произведенный для РФ, должен получить сейчас индивидуальный стерилизационный номер, что опять же невозможно для препаратов, созданных для других стран».

Как повлияет закон о параллельном импорте на потребителя в секторе автозапчастей, рассуждает партнер аналитического агентства «Автостат» Игорь Моржаретто:

Игорь МоржареттоИгорь Моржаретто партнер аналитического агентства «Автостат» «Были судебные процессы в прошлом, когда людей за ввоз автомобильных вещей параллельно импортерам довольно злобно наказывали. Потребитель однозначно выигрывает, потому что к бабке не ходи — цены, во всяком случае на оригинальные запчасти, сильно понизятся. Сейчас они достаточно высоки, особенно учитывая наш невысокий уровень дохода. Что же касается контроля качества, как раз основной вопрос: можно ли будет проследить, условно говоря, цепочку и гарантировать его при том, что ввозом в страну импортных комплектующих, запчастей и так далее будут заниматься многочисленные фирмы?»

Похоже, у правительства есть четкие планы относительно нового законопроекта. В феврале 2018 года ввозить товары без разрешения владельца бренда, завышающего цены, разрешил Конституционный суд. В конце августа подготовить предложения о легализации параллельного импорта ФАС поручал премьер Дмитрий Медведев.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию